Новости Владивосток

Налоговые преференции и транспортная инфраструктура — что нужно Дальнему Востоку для привлечения капитала из стран АТР

Сессия ВЭФ «Дальний Восток как центр экономического сотрудничества с АТР: диалог бизнеса и власти» продемонстрировала высокие показатели крупнейших компаний и удовлетворенность результатами функционирования территорий опережающего развития и свободного порта. В то же время резиденты призывают совершенствовать транспортную инфраструктуру и налоговые льготы, в том числе для иностранных инвесторов.

Резиденты ТОР и СПВ внесли в экономику Дальневосточного федерального округа 260 млрд рублей и создали 14 000 рабочих мест. Однако ключевой вопрос модератора встречи, президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, каким образом Дальний Восток может быть полноценно интегрированным в экономику АТР, так и остался на уровне реляций. По признанию Шохина, из 1100 резидентов лишь 10% могут похвастаться иностранным участием. Эти инвесторы в основном из Китая, Южной Кореи и Японии. 

Первый замминистра по развитию Дальнего Востока Сергей Тырцев возразил: «2017 год показал, что индекс прироста иностранных инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке значительно превышает показатели в среднем по стране. 17% − в ДФО к 4% − в других российских регионах. При этом прямой приток инвестиций в экономику Дальнего Востока составляет около 30% от всех иностранных инвестиций, размещенных в Российской Федерации. Из общего количества бизнес-проектов более 70% экспортоориентированные и заточенные на страны АТР. В целом в ДФО заявлены 73 проекта с иностранными инвестициями, их общий объем $3,7 млрд. Подобную статистику обеспечивают преференциальные налоговые и таможенные льготы, предоставляемые в СПВ и ТОР».

По словам Сергея Тырцева, Минвостокразвития уже сегодня работает над предоставлением с 2019 года субсидированной процентной ставки до 1% в год для инвесткредитов и планирует рассматривать заявки на получение статуса резидента СПВ и ТОР за пять дней, а не за 15, как происходит сегодня.

Вопрос о предоставлении налоговых льгот иностранным инвесторам, которые уже работают в России, актуализировал управляющий исполнительный директор Sumitomo Corporation Хидеки Ямано. Японская компания еще в 1964 году открыла свое представительство в Москве и сегодня является одним из заметных инвесторов на Дальнем Востоке и в России. «Мы оперируем более чем 10 млрд рублей инвестиций, на нас работает 3300 человек. Поэтому как активный участник бизнес-процессов хотел бы обратить внимание на создание стимулов для японских компаний, которые уже инвестировали свои средства в Россию, выделить преференции для лесоперерабатывающей промышленности», − предложил Хидеки Ямано.

Кроме того, японский инвестор посетовал на недостаточную развитость портовой и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке − на так называемые узкие горлышки, которые не позволяют доставлять груз оперативно.

Проблемы провозных мощностей железной дороги на Дальнем Востоке также оказались темой для дискуссий. Бизнес теряет зарубежных партнеров и не имеет возможности строить планы на долгую перспективу. Вместе с тем, судя по цифрам, которые озвучил первый замгенерального директора ОАО «Российские железные дороги» Александр Мишарин, долгосрочная программа развития РЖД до 2020 года уже достигла своих целей.

Говоря об инвестиционной привлекательности Дальнего Востока, руководитель Федеральной таможенной службы Владимир Булавин выделил несколько направлений: «Перспективное развитие мы связываем с дальнейшей цифровизацией таможенных процедур. Ежедневно в нашей единой информатизированной операционной системе появляется около 30 млн записей. Уже сегодня оперируем опытом автоматического доступа к ресурсам отдельных компаний (с их согласия), а также взаимодействия с иностранными партнерами в том же режиме. В итоге продолжительность приема импортируемых товаров для безрисковых поставок сегодня составляет 1 час 37 минут, экспортных − 45 минут. Что же касается специального таможенного режима для резидентов СПВ, здесь есть о чем поговорить. Их насчитывается более 1100, но лишь 12 из них воспользовались процедурой свободной таможенной зоны. Совместно с Минвостокразвития мы пришли к выводу, что можем изменить подходы к обустройству зон таможенного контроля, а также к автоматизированному учету продукции, которую завозят резиденты. В феврале 2019 года появятся поправки в соответствующие законы».

Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина отметила, что правительство видит новые пути развития и старается улучшить возможности для бизнеса на зарубежных рынках, заключая межправительственные соглашения. Так, заключение Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом стало серьезным импульсом для расширения этой повестки. 17 мая этого года Россия подписала два торгово-экономических соглашения с Китаем. Идут торговые переговоры с Ираном как партнером по большой Евразии, продолжаются переговорные треки с Сингапуром, Индией, странами АСЕАН.

Генеральный директор АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Алексей Чекунков считает, что привлечение зарубежных, в частности китайских, инвесторов можно начать благодаря особым условиям для компаний, желающих пройти IPO вне очереди. Как известно, в КНР в год реализуется 400 IPO, и количество компаний, которые желают разместить свои акции на открытом рынке, превышает 500. Право внеочередного IPO получает китайский бизнес, разместивший средства в северных провинциях Срединного государства. Российская сторона, пользуясь благоприятными отношениями на уровне глав государств и правительств, может предложить коллегам предоставить китайскому бизнесу льготные условия инвестирования на территории Дальнего Востока и выход на рынок IPO вне очереди, например, по пять компаний в год. За 10 лет от подобного взаимодействия наш регион смог бы получить до $10 млрд коллективных инвестиций.

Крупнейшие инвесторы понимают, что именно сейчас надо включаться в процесс получения высокой добавочной стоимости за счет встраивания в экономику АТР. Например, как заметил председатель совета директоров Группы компаний «ЕСН» Григорий Березкин, за последние 20 лет у наших соседей энергопотребление выросло в два раза. Уровень обеспеченности этих государств газом всего 28%. И в данном случае Россия должна активно выходить на этот рынок энергоресурсов. 

Интерес России к АТР должен стать очевидным − таково мнение заместителя министра экономического развития Российской Федерации Сергея Горькова. Уже сегодня товарооборот России со странами АТР равен $104 млрд − почти половину от этого объема дает сотрудничество с Китаем. Более 40% всего мирового товарооборота приходится на страны АТР, и, по прогнозам в ближайшее время, этот показатель приблизится к 50%. А значит, разворот в сторону азиатского рынка неизбежен.

Все новости с полей Восточного экономического форума читайте в разделе «ВЭФ-2018».


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта