Новости Владивосток

Российско-китайские отношения в сельском хозяйстве, логистике и производстве обсудили на Восточном экономическом форуме

На дискуссионной площадке Восточного экономического форума в рамках бизнес-диалога «Россия – Китай» эксперты и представители бизнеса обсудили достижения и перспективы российско-китайского экономического сотрудничества и партнерства в реализации совместных проектов.

Все участники диалога отметили, что до сих пор не решен ряд ключевых вопросов в области логистики, добычи сырья, переработки и энергетики. Однако за прошедший год отношения России и Китая показали стабильный рост. Президент Союза китайских предпринимателей «Элус» Чжоу Лицюнь обозначил важность взаимоотношений России и Китая при реализации проекта «Один пояс – один путь», который содействует росту глобальной экономики и выходу российских и китайских предпринимателей на рынки третьих стран. «Китай − это крупнейший партнер России на Дальнем Востоке. Сейчас более 30 китайских компаний работают в рамках свободного порта и территорий опережающего развития», − подчеркнул Чжоу Лицюнь.

С ним согласился председатель комитета по контролю и управлению государственным имуществом при Государственном совете (SASAC) Яцин Сяо. Он обратил внимание на финансовое взаимодействие российских компаний и китайских инвесторов. Одним из главных партнеров для отечественных компаний выступает Банк Китая. Сейчас он работает над соглашением по работе в национальных валютах, чтобы центральные банки могли направлять потоки рублей и юаней напрямую в коммерческие банки и предприятия. Это могло бы обеспечить достойную инвестиционную поддержку, в том числе совместных проектов. Другим источником финансирования, уже с российской стороны, является «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Генеральный директор фонда Алексей Чекунков рассказал, что сейчас они вливают инвестиции суммой в 170 млрд рублей в 16 ключевых проектов на Дальнем Востоке. Среди них − расширение производственных мощностей компании «Русагро», добыча угля в Южной Якутии, строительство железнодорожного моста из России в Китай.

Ярким примером экономического партнерства двух стран является взаимодействие бизнеса в провинции Хэйлунцзян. Сейчас в ней размещено 16 площадок торгового взаимодействия, которые способствуют росту трансграничной торговли. Самой масштабной площадкой, по словам первого секретаря комитета провинции Хэйлунцзян Чжан Цинвэя, является ежегодная Харбинская международная торгово-экономическая выставка. «Благодаря взаимодействию на этих площадках 144 китайских компании вышли на российский рынок, несколько банков провинции начали вести расчет с Росбанком в рублях и юанях, также во Владивостоке было открыто представительство провинции Хэйлунцзян», − пояснил Чжан Цинвэй.

Однако есть и проблемные российско-китайские проекты. Особенно в области логистики и создания транзитных коридоров. Так, по мнению главного исполнительного директора China Railway Group Limited Чжан Цзуняня, нужно наращивать темпы реализации транспортных коридоров Приморье 1 и Приморье 2. Сейчас его компания совместно с Банком развития Китая и российскими компаниями разрабатывает новые проекты и подписала серию меморандумов по реализации проектов скоростной магистрали Суйфэньхэ − Владивосток и аналогичной железной дороги на Урал.

Президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников обратил внимание на проблему прохождения границы и состояние автомагистралей: «Нам не хватает пограничных переходов. На огромную границу всего четыре перехода, где постоянно выстраивается очередь из грузовиков. Дополнительные пункты пропуска, особенно по направлению Хабаровск − Харбин, только способствуют росту экспорта».

Другим вектором партнерства России и Китая является сотрудничество в производстве сельхозпродукции. Ключевой игрок в этом направлении компания «Русагро», которая готовится ввести в оборот 2 млн гектаров сельхозземель, что даст дополнительные 10-15 млн тонн кукурузы и сои. Также, по словам председателя совета директоров Вадима Мошковича, компания ждет снятия барьеров на допуск российского молока и свинины на китайский рынок. «По предварительным оценкам, "Русагро" готово поставить 5 млн тонн свежего молока и 1 млн тонн мяса. Это уменьшит дефицит экологически чистой пищевой продукции в Китае», − пояснил Вадим Мошкович.

Его коллега с китайской стороны председатель COFCO Corporation Люй Цзюнь с особым интересом отнесся к предложению «Русагро»: «В этом году мы поставили новые цели развития и хотим участвовать в проектах развития Дальнего Востока и Сибири. Для начала мы хотим закупать фасоль и кукурузу, но пока выстраиваем складскую инфраструктуру». Также в планах компании создание на Байкале завода по производству бутилированной питьевой воды, которая будет продаваться по всему миру.

Президент холдинга RFP Константин Лашкевич обратил внимание на тесную связь китайских и российских компаний в лесной отрасли. Однако, по его словам, в ней работают только малые и средние предприятия. Крупный бизнес не спешит осуществлять совместные проекты в области переработки леса: «Сегодня самые перспективные направления это производство целлюлозы и деревообработка. Нужно создать стратегическое партнерство между нашими компаниями. Особенно в производстве целлюлозы, биотоплива и других востребованных в Китае и АТР продуктов».

Объем внешней торговли субъектов Дальнего Востока и Китайской Народной Республики в 2017 году составил 7,7 миллиарда долларов США, что на 28,3% выше показателей предыдущего года. Экспорт товаров с Дальневосточного федерального округа в Китай по итогам 2017 года вырос на 31,5%. Китайские компании реализуют более 40 инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, восемь из которых запущены в 2018 году.

Все новости с полей Восточного экономического форума читайте в разделе «ВЭФ-2018».


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта