Новости Владивосток

«Вернем квоты губернаторам»: новые вызовы рыбной отрасли озвучили на Восточном экономическом форуме

Рыбная отрасль – одна из ключевых тем, которую обсуждают на любом российском или международном форуме. Каждый год рыбопромышленники задают одни и те же вопросы, которые касаются в общем-то правового регулирования сферы. Но вместе с тем добавляются и новые. На Восточном экономическом форуме во Владивостоке дискуссия развернулась вокруг главных вызовов дня: инвестиционных квот, крабовых аукционов и доступности продукта для местного покупателя.

В 2018 году завершился первый этап отбора инвестиционных проектов по новой программе рыбной отрасли. В результате за компаниями закреплены квоты под обязательства строительства: 10 рыбоперерабатывающих заводов с совокупным объемом переработки более 300 тысяч тонн в год и 9 рыбопромысловых судов на российских верфях. Только лишь эти проекты увеличат рост доли перерабатываемой продукции в два раза, но это далеко от общемировых показателей крупнейших добывающих стран.

В 2019 году начнется новый 15-летний период закрепления долей квот, поэтому сейчас необходимо определить основные правила и обсудить возможные изменения, необходимые для развития отрасли. На встрече присутствовали представители всех точек зрения – рыбопромышленники, судостроители, регуляторы, которые обсудили перспективы и стопоры.

Первые цифры озвучил заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук: под инвестиционные квоты заявлен 131 млрд рублей в строительство рыбопромыслового флота, планируется построить 33 новых судна, из которых 24 уже заложено на российских верфях. Также планируется строительство 18 береговых заводов глубокой переработки: 9 на Дальнем Востоке и 9 – на севере.

«Это изменение структуры производства полностью, – считает Петр Савчук. – Новые заводы строятся в Крабозаводском на Шикотане, на Камчатке, проекты в Приморье – таких вообще в мире единицы. Причем продукция будет не только на экспорт, но и готовая к употреблению для местных рынков. Потребитель должен почувствовать наконец-то достойный товар соответствующего качества».

Дополнительно в этом году разыгрываются на аукционах еще несколько долей квот, которые привлекут на Дальний Восток около 40 млрд рублей инвестиций: 9 рыболовецких судов и несколько мелких перерабатывающих заводов. К 2025-му, когда проекты будут реализованы, планируется не менее 60 млрд рублей прямого вклада в ВВП – это 25% рост по сравнению с 2017 годом, когда вклад составил 230 млрд рублей.

Савчук отметил, что ведется работа с Минпромторгом по включению в список инвестиционных проектов и рефрижераторного флота. Его тоже не хватает – судов мало, они возрастные. Отстаем мы от соседей и в логистике, потому наши рекордные уловы девать некуда, остается только в Азию сбывать. Логистическими хабами по равномерному распределению продукции должны стать Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Ростов и Санкт-Петербург.

Анатолий Володин, заместитель генерального директора по связям с государственными органами «Русской рыбопромышленной компании», заметил, что они намерены построить семь супертраулеров, из них шесть − в рамках инвестиционных квот, примерно по $100 млн каждый, два завода, в том числе и в ТОР «Надеждинская», а еще проектируют современные суда-краболовы, которые тоже хотят построить на дальневосточных верфях.

«Дорога будет, на мой взгляд, успешной, но не очень простой, – считает Володин. – Есть одно предложение – у нас нет нормативной базы, которая бы позволяла корректировать инвестпроекты. Жизнь оказалась немножко сложнее, чем прописывалось в проектах раньше. А механизм внесения изменений, корректировок – замена застройщика, проектировщика, участка – это не урегулировано. Надо в ближайшее время эту базу сформировать».

Есть приложение к Конвенции МАРПОЛ о предотвращении загрязнения окружающей среды судовым топливом. Оно предполагает, что с 2020 года все суда должны перейти на топливо с содержанием серы до 0,5%, а в Северном бассейне – до 0,1%. Говоря простым языком, суда перейдут с солярки на дизельное топливо. Это гораздо дороже, и Володин предрекает примерно двукратный рост цен на все, от выхода в море до конечной продукции. В связи с этим РРПК просит правительство России выйти на международный уровень с предложением отсрочить введение норм хотя бы на 5-7 лет, чтобы можно было внести изменения в проекты судов и перестроить их.

Петр Савчук возразил, что при затратах по $100 млн на каждое судно можно было бы и сразу в проект внедрить новые технологии очистки. Ведь Конвенция изменит не только требования к топливу, но также и к аммиаку в хладагентах, и еще к десятку различных нормативов. А по механизму корректировок в инвестиционные проекты работа уже ведется.

Герману Звереву, председателю Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, задали было вопрос о логистике. Только вот Герман Станиславович отвечать на этот вопрос не стал, потому что он, по мнению спикера, не является первостепенным. А вот о действительно важных вещах Зверев говорил весьма резко.

«С моей точки зрения, главный вызов, с которым наша отрасль столкнулась, наиболее ярко и четко сформулировал один всемирно известный блогер, автор книг по экономическому управлению, – начал издалека Герман Зверев. – Название его книги стало мемом. Звали его Владимир Ильич Ленин, а книга называется "Шаг вперед, два шага назад". В этом году был сделан шаг вперед в части регулирования рыбной отрасли – заключены договоры о закреплении долей квот на ближайшие пятнадцать лет. И сразу же правительством было сделано два шага назад: возможная утрата бизнеса в связи с изменением принципа распределения квот от исторического к аукционному, а также распоряжение № 1697. Оно декларирует отказ от исторического принципа к регулярному пересмотру правил распределения и изъятия квот».

Зверев напомнил, что у основных конкурентов России на рыбном рынке, США и Японии, законы отрасли не меняются лет 50-70, то есть в основе рынка лежит стабильность, которой у нас нет.

«Мы видим, что наш регулятор потерпел серьезное аппаратное поражение от Федеральной антимонопольной службы, – подчеркнул Зверев. – Несмотря на позицию Росрыболовства о незыблемости исторического принципа, ФАС ее обрушила. К сожалению, я вынужден сказать, что частично отцом этого поражения является сам регулятор. Росрыболовство, как та унтер-офицерская вдова у Гоголя, в течение года рассказывало о том, как мало платит налогов рыбная отрасль. Мы же неоднократно пытались подсказать нашему регулятору, что нет, не 18 миллиардов, а 40 миллиардов рублей платит рыбная отрасль. И не только налог на прибыль, но и отчисления в пенсионный фонд, социальные фонды. Но эта риторика привела к тому, что правительство сейчас сделало дорожную карту о развитии конкуренции. Она подразумевает подготовку доклада правительства о регулярном, каждые два-три года, пересмотре и переделе правил. Я считаю, что эта дорожная карта – это дорога в трясину».

По мнению Германа Зверева, этот вопрос с переделом переводит бизнес в «плоскость выживания», когда об инвестициях в отрасль уже как-то не слишком думается. Его поддержал Алексей Байгужин, председатель совета директоров группы компаний «Дальневосточный рыбак». Как раз они и строят тот самый уникальный завод на Шикотане. С 2016 года компания вложила туда три млрд рублей из предполагаемых шести. Бизнес-план составлялся из расчета прибыли с того самого исторического принципа распределения квот, а теперь инвесторы не знают, что им делать. Хочется строить дальше, но для этого нужны кредиты. Кредиты уже и так есть, а отдавать их с чего-то надо, чтобы брать другие.

«Мы на Дальнем Востоке живем, – напомнил Дмитрий Пашов, президент ООО «Монерон» с Сахалина. – А об этом и президент сказал, не надо об этом забывать. У нас очень непростая демографическая ситуация. В рыбе и смежных отраслях работают тысячи людей. И нельзя отрывать отрасль от людей. Это будет самым отрицательным моментом тех изменений, которые произойдут в ближайшее время. Поэтому наша просьба к регулятору – прислушайтесь к мнению рыбацкой общественности».

Петр Савчук в ответ напомнил, что отрасль вообще-то охотно выводит активы свои за рубеж, флот не обновляет – ходят на японских старых шхунах, которые тонут. А, по статистике, отрасль платит 8% налогов, когда средняя ставка по экономике – 12%. Если бы участники крабового бизнеса поддержали 20% выделения квот под инвестиции, вопросов бы не было. Только вот крабовики заявили, что крабовый флот строить нецелесообразно. Государственные умы, подумав, решили сделать отрасль прозрачной, а самый прозрачный механизм – это аукционы. Росрыболовство не видит серьезных последствий во введении изменений. Никакой революции, по словам Савчука, не произойдет – занят в отрасли небольшой сегмент. Само Росрыболовство предлагает рыбопромышленникам уже перестать лукавить и кивать на соседние страны. Мощности нужно обновлять, заводы нужно строить, налоги нужно платить. А механизмы еще будут дорабатываться.

У «Доброфлота» в свою очередь возник вопрос, зачем государство внутри себя создает две конкурирующие отрасли. С одной стороны, требуется в рамках инвестиционных квот строить мощные береговые заводы по переработке сырья в филе. С другой стороны – нужно строить крупнотоннажный перерабатывающий флот, который занимается тем же самым, но в море. В результате, как считает генеральный директор группы компаний Александр Ефремов, возникнет перенасыщение рынка этим самым рыбным филе. К тому же крупный флот в России строят, прямо скажем, не очень хорошо – просто не умеют, его тут не строили никогда. Нужно строить среднетоннажный и малотоннажный флот, об этом просит и отрасль. А Росрыболовство парирует – они менее эффективны с экономической точки зрения, хотя, конечно, переговоры Минпромторгом о включении СТФ и МТФ в инвестиционные программы ведутся.

Внезапным и очень эффектным получилось выступление на сессии бывшего губернатора Приморского края Сергея Дарькина. Во-первых, он пришел не с пустыми руками, а с филе кальмара. Во-вторых, выступил с неожиданным для всех предложением.

«Вот это у нас филе кальмара, который выпускают коллеги, – достал Сергей Дарькин коробку из термопакета. – Мы его продаем по цене 285 рублей за килограмм. Открываем цену в "Ашане", мне прислали. Уже 500 рублей. Доставка в самый пик у нас стоит 12 рублей за килограмм. Вот вам народный продукт. Мы пытались подписать договор с ретейлерами, но у нас не получилось. Вот вам вызов. А еще у меня есть предложение по поводу квот. Давайте мы их отдадим опять губернаторам, как это было в 2001 году на распределениях. Помните? Я сам тогда был губернатором, кстати говоря, и сам себе их все забрал. Нормально делили – губернаторы Приморья, Камчатки, Сахалина. Помните, как мы в 90-х жили весело? Был "Дальморепродукт" – и где он сейчас? Был ВБТРФ – 500 миллионов долларов выручки. Можно было весь Дальний Восток скупить на эти деньги. А сейчас их нет из-за той вакханалии, что была в 90-х годах. Так давайте опять квоты губернаторам вернем – будет то же самое, что сейчас предлагается. Тогда кто квартиры строил губернаторам за квоты, кто выборы делал…»

Дарькин предлагает не торопиться и не вводить никаких резких новшеств. За крабовыми аукционами может последовать трубач, креветка, а там и до минтая с треской дойдет. Здесь бывший губернатор Приморья поддерживает позицию рыбаков – нужно оставить в отрасли имеющийся тренд на прирост 10% в год. Ведь в новых реалиях уже задумываются и компании – о собственной капитализации и окупаемости. И банки тоже задумываются – давать $100 млн на пароходы или нет, будет у компании квота под киль или на аукцион отправят.

А вместе с тем надо бороться с другими вызовами – сговором зарубежных покупателей против российских компаний, дырками в логистике, в ретейле и во всех остальных смежных с рыболовством отраслях. В конце концов, говорил Дарькин, спрятаться в этом мире уже некуда – все предельно открыты, и ничего «зажать» не получится.

Вызовы и возможности будущего в очередной раз были озвучены. Впереди у рыбаков очередной Всероссийский съезд и Госкомиссия по вопросам рыболовства. Как ни странно, рыбопромышленность все еще надеется на то, что будет услышана и принята всерьез.


 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru

Последние новости

07:00, 21 ноября 2018
Рубрика: Владивосток
Сегодня во Владивостоке -2…-4 °С

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта