Новости Владивосток

Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории (ФОТО)

Инвесторы просят внести в закон о ТОР изменения, которые позволят поддерживать приграничные территории. Хабаровские власти смело утверждают, что готовы создавать совместный ТОР с китайцами, а приморские жалуются, что пограничье находится в зоне интересов Минобороны. Об этом говорилось в четверг, 7 сентября, на сессии «Развитие приграничных территорий Востока России: вызовы и возможности» во время третьего Восточного экономического форума, который проходит во Владивостоке.

Как отметил генеральный директор ООО «Мерси Агро Приморье» (якорный резидент ТОР «Михайловский», выращивает сою и кукурузу, занимается развитием свиноводства) Олег Зубахин, в целом законы о ТОР и свободном порте компанию устраивают. Инфраструктура тоже потихоньку развивается. «К весне обещают газ», – сказал он. Ожидается, что через несколько лет на предприятии будет работать более 5 000 человек, уже сейчас их 650 (600 из них – местные кадры, 50 – из европейской части России, а также Украины). И первый момент – развитие социальной инфрастркутуры для людей. «Надо создавать культурные очаги, – высказался Зубахин о привлечении жителей на территории. – Будут люди – будет производство».

Но если об инфраструктуре для людей говорят и на самом высоком уровне (например, о необходимости создавать школы, детские сады, дороги, вчера на Госсовете в очередной раз напоминал и Юрий Трутнев), то есть еще один вопрос – развитие приграничной торговли.

«Конечно, открыть весь Китай для поставок нашего мяса нереально, – сказал Олег Зубахин. – Но мы можем сбывать продукцию на рынок более чем в 50 млн человек – это больше, чем есть у нас». По словам спикера, в законах о ТОР и свободном порте нигде не сказано о приграничной торговле. «Поэтому мы обращаемся к Минвостокразвития с инициативой о создании комиссии по развитию приграничной торговли, специальных институтов...».

От финансовых институтов поддержка есть – правда, о возможностях мало кто знает. Замгендиректора МСП Банка Максим Любомудров рассказал, что для дальневосточников, развивающих малый и средний бизнес в приграничье, разработан особый кредитный продукт – до 25 миллионов рублей по ставке 10,6%.

«Для предпринимателей один из основных вопросов – нехватка заемного финансирования. У нас есть такой продукт, как гарантийная поддержка, которую может оказывать корпорация развития малого и среднего предпринимательства – используя гарантии, банки-партнеры предоставляют субъектам малого и среднего предпринимательства кредиты. Из 7 000 гарантий, что выдала сама корпорация, а она является ядром национальной гарантийной системы, на Дальний Восток приходится менее 5%, – сказал Любомудров. – Это значит, что мало заявок приходит из регионов? Мало инициаторов проектов? Бизнес ведется всерую? Все вместе. С каждой причиной надо отдельно разбираться».

Мнение региональных правительств однозначное: приграничную торговлю развивать надо. Как это делать – тут мнения разные. Заместитель председателя правительства края – министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников заявил, что надо мыслить проектно. Во-первых, стоит увеличивать заселенность приграничных территорий – в городах, конечно, и так хорошо с жителями, а вот в селах населения все меньше. Причем, как показывают опросы, люди уезжать не хотят.

«Деревни в несколько тысяч человек. И 75% людей не хотят уезжать! Ответы просто поразили нас! Хотя, конечно, развития люди хотят: транспортную мобильность, комфортную городскую среду, местные инициативы. Деньги-то минимальные: на хоккейную коробку, на крышу дома культуры – проекты отбирают сами жители. Пока такие мероприятия реализуются лишь по инициативе правительства края – но софинансирование нужно наращивать», – сказал Виктор Калашников.

Но если развить территорию несложно, то приграничное сотрудничество – это уже проблема.

«Мы же не можем просто так открыть границу, дать допуск китайским инвесторам на нашу территорию, – констатирует хабаровский чиновник. – Если в США чайна-таун – явление распространенное, то у нас нет. Тут и население будет против. Но и стоять по принципу железного забора нельзя. Есть серьезная тема, связанная с островом Большой Уссурийский, его площадь около 210 кв. км, треть принадлежит Китаю. Сейчас завершена демаркация границы. Там есть инфраструктурные ограничения (ключевая – пункт пропуска; пока он только пассажирский, никаких частных инвесторов мы сюда не приведем – как только мы его сделаем грузопассажирским, инвесторы появятся). Но в этом есть и возможности: думаю, надо сделать его островом приграничного сотрудничества. Есть инвесторы, готовые вложиться в инфраструктуру пункта пропуска. У нас есть режим Территорий опережающего развития. По уровню льгот он лучше, чем у китайцев. Ну давайте проект предложим китайцам, назовем его совместный ТОР! Ну поставим забор там… Но мы уже к этому подошли, мы готовы. В Хабаровском крае к этому готовы – в Вяземском, в Бикине».

Сергей Павленко, директор департамента экономики и предпринимательства Приморского края, в свою очередь, обозначил еще одну проблему (она, например, остро стоит в Хасанском районе): много приграничных земель принадлежат Минобороны. Даже во Владивостоке (а что уж говорить о Хасане!) то и дело интересы инвестора сталкиваются с интересами военного ведомства.

«Когда Китай в 1960-е годы совершал "большой скачок", отношения между нашими странами обострились настолько, что даже произошел конфликт на Даманском. В связи с этим вооруженным противостоянием Хасанский район, несмотря на свое выгодное положение, не подвергся промышленному освоению, – сказал Павленко. – Сейчас в связи с ориентацией Приморского края на экспорт в Хасанском районе реализуется сразу несколько крупных инвестпроектов, связанных в основном с транспортно-логистической деятельностью. Растут и строятся порты, береговая инфраструктура – сухие порты, дороги. Организуются и развиваются пограничные переходы, это – болевая точка района. Выяснилось, что на Хасане множество неразграниченных, не нанесенных на кадастровые карты земель Министерства обороны. И разместить инвестпроект очень трудно – местные или краевые власти не могут определить границы участка, чтобы предоставить их инвестору на реализацию».

Также приморский чиновник обозначил, что необходимо увеличить федеральное софинансирование проектов развития приграничных территорий (в частности, позитивно воспринял тезис об уменьшении доли софинансирования со стороны края до 5%).

«Следующий момент – дорожная инфраструктура, необходимая для связи приграничных территорий с другими, в том числе китайскими. Мы не сможем ее профинансировать быстро, поэтому просим ее включить в федеральную программу развития транспортно-дорожной инфраструкруты, – сказал Павленко. – В частности, участок «Уссурийск – Пограничный». И что касается мостов – тоже просим поддержать софинансирование. Также мы просим расширить зону свободного порта Владивосток на все приграничные территории. Пока этот режим распространяется только на пять из 13 территорий».

Все новости Восточного экономического форума читайте в разделе «ВЭФ – 2017» на VL.ru.

 

Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru
Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru Резиденты ТОР и приморские власти просят федеральный центр обратить внимание на приграничные территории — newsvl.ru
Полная версия сайта