Новости Владивосток

Дальневосточные угледобывающие компании готовы работать в самых неблагоприятных условиях мирового рынка (ФОТО)

В этом году организаторы ВЭФ решили выделить угольную тему в отдельную сессию, подчеркнув важность угольной промышленности в структуре экономики России и Дальнего Востока. Ее развитие повлияет и на ВРП, и на формирование рабочих мест, и на экспортный потенциал региона.

Модератор сессии Борис Яценко, руководитель консалтинговой компании EY, сообщил, что доля экспорта в общем объеме поставок российского угля в 2016 году возросла до 50% по сравнению с 42% в 2012 году. Средний рост экспортных поставок в 2012–2016 годах составил 5,7% в год. При этом поставки на внутренний рынок снижались в среднем на 2,2% в год. На данный момент 78% экспорта угля осуществляется через морские порты, в том числе 60% – через порты Дальнего Востока. За период с 2009 по 2016 годы доля угля в общем объеме перевалки в российских портах увеличилась с 13% до 19%.

Основное направление экспорта угля из России – страны АТР. Ожидается, что по итогам 2017 года объем экспорта в страны АТР превысит 5 млрд долларов. Что касается цен на уголь, в 2017 году наблюдались резкие скачки и падения, а к 2018 году аналитики ожидают стабилизацию цен и достижение ими уровня, комфортного для российских производителей. Себестоимость реализации российского угля ниже большинства стран-экспортеров, поэтому даже в случае негативной конъюнктуры российские производители будут работать и поставлять уголь. При этом участники сессии отметили, что угольная отрасль нуждается в поддержке государства, в первую очередь, в плане развития инфраструктуры Дальнего Востока и предоставлении льгот при финансировании проектов.

Такую поддержку государство оказывает. Из 18 существующих территорий опережающего развития, две – ТОР «Южная Якутия» и ТОР «Беринговский» – целенаправленно созданы для добычи полезных ископаемых. Кроме того, механизм Свободного порта Владивосток, который реализуется сразу на шести площадках, в том числе на Сахалине, на Чукотке и в Хабаровском крае, предлагает инвесторам существенные налоговые льготы, а также упрощенные условия экспортно-импортной деятельности. Заместитель генерального директора АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Георгий Колпачев уверил, что при поддержке организации инвесторы смогут прояснить все вопросы использования льготных режимов.

Генеральный директор АО ХК «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев заявил, что существующие методы перевалки угля закрытым способом позволяют снизить экологические риски до приемлемого уровня. Сжигание угля также может производиться без выброса вредных продуктов горения в атмосферу. Наоборот, они могут быть использованы для нужд химической промышленности. По словам Алексеева, громче всех заявляют об экологической опасности угля те страны, которые свои запасы уже исчерпали, например, Германия, которая еще недавно добывала по 200 млн тонн угля в год, а теперь активно взялась за тему его опасности для экологии.

С ним согласилась Ирина Ольховская, первый заместитель генерального директора ООО «УПК» – управляющей организации АО «Восточный порт». В 2016 году угольный терминал «Восточного порта» пропускал 23,5 млн тонн угля, в этом году вышли на показатели в 25 млн тонн, а запуск третьей очереди строительства терминала позволит достичь показателя в 40 млн тонн в год. При этом выгрузка угля происходит в закрытом здании вагоноопрокидывателей, где применяются мощные системы аспирации путем вытяжки воздуха с угольной пылью и пылеподавления, осуществляется орошение складов и последующая очистка вод, применяемых для орошения.

В терминале ЗАО «Дальтрансуголь» в Ванино также предусмотрена защита от пыления. Заместитель генерального директора АО «СУЭК» Дениса Илатовского подчеркнул, что выбросы угольной пыли при перевалке в 8-10 раз меньше установленных норм и не представляют опасности для окружающей среды. Доказательство тому – рыбаки, которые зимой располагаются прямо возле терминала и затрудняют его работу. В этом году терминал перевалил 21 тонну угля, а целевой показатель – 30 млн тонн.

Участники дискуссии отметили, что основной сдерживающий фактор для развития угольной отрасли – это недостаточная инфраструктура, главным образом, железнодорожная инфраструктура. По мнению Ирины Ольховской, железные дороги – это системообразующий фактор, который обеспечивает территориальную и экономическую целостность Российской Федерации. При этом для нужд угольной промышленности пропускной мощности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей недостаточно, ее необходимо увеличить как минимум в два раза.

ОАО «РЖД» уже предпринимает меры по улучшению организации движения. Например, полигонное диспетчерское управление или так называемые гарантированные удлиненные безосмотровые плечи для «инновационных» вагонов. Проверка таких вагонов на неисправности осуществляется реже, что позволяет экономить до 10% времени в пути. Сегодня четверть всего угля по Дальнему Востоку перевозят в инновационных вагонах, и этот показатель стремятся увеличивать.

Директор по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» Алексей Шило уверен, что уже в 2019 году железные дороги смогут перевезти объемы угля, планируемые к добыче на 2020 год. Первый этап реконструкции уже завершен, на очереди – второй этап. Приоритетными Шило считает те работы, которые могут быть завершены максимально быстро. Среди проблемных точек на Дальнем Востоке – электрификация участка от Комсомольска-на-Амуре до Ванино, а также расширение узкого участка в районе Смоляниново. Также для снижения стоимости перевозок и увеличения оборачиваемости вагонов будут развивать маршрутизацию порожних рейсов.

Однако председатель Совета директоров ООО «Восточная горнорудная компания» Олег Мисевра, представляющий угледобычу на Сахалине, не разделил общего оптимизма и подверг успехи «Российских железных дорог» сомнению, сообщив, что оборачиваемость вагонов на Сахалине на расстояние 350 км составляет 8 суток. Рассуждая о преференциях для резидентов специальных экономических зон на Дальнем Востоке, он также негативно оценил то, что льготы в рамках Свободного порта Владивосток предоставляются новым предприятиям, а интересы действующих не учитываются. Кроме того, спикер подчеркнул необходимость рассмотрения вопроса о льготном ввозе техники, которая работает в терминале и не выезжает за его пределы. Позиция Минфина по этому вопросу очень жесткая, и, как считает Мисевра, это препятствие для развития угольной отрасли.

Однако есть и другие мнения. К примеру, резиденты чукотского ТОР «Беринговский», компании «Берингпромуголь» и ООО «Порт Угольный», работающие под эгидой австралийской угледобывающей компании Tigers Realm Coal Ltd, напротив, не испытывают затруднений в использовании преимуществ специальной экономической зоны. Этим летом первый груз пропустили через таможню, а к 2020, по словам Питера Балка, врио главного исполнительного директора компании, объем добычи планируют довести до 1 млн тонн. Основной потребитель чукотского угля – Япония.

В Японию и Китай отправляется и якутский уголь. В Якутии сосредоточено большое количество коксующегося угля премиального качества. Однако в связи с неблагоприятными природными условиями добывать его крайне трудно. При поддержке государства  угледобывающая и перерабатывающая компания «Колмар», резидент ТОР «Южная Якутия», построила современные шахты и обогатительную фабрику для труднообогатимого коксующегося угля. На очереди еще две более мощные фабрики. В Ванино компания строит специализированный терминал, который войдет в Свободный порт Владивосток. Он будет переваливать только коксующийся уголь. Отличительными чертами терминала станут разделение по маркам угля и возможность загрузки малотоннажных судов.

Сергей Цивилев, генеральный директор ООО УК «Колмар»: «Когда мы начинали строительство, нас пугали тем, что мы никогда не вывезем уголь из Якутии, что мы зарываем туда деньги и технологии. Так вот, эти люди ошиблись. Мы производим и вывозим. Однако на сегодня главная проблема – это ускорение темпов строительства железной дороги».

Напомним, что 3 августа Владимир Путин поручил правительству обеспечить финансирование модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Президент распорядился выделить из средств Фонда национального благосостояния до 100 миллиардов рублей в 2017 году и до 50 миллиардов — в 2018 году.

Несмотря на отмеченные успехи дальневосточной угледобывающей отрасли, привлечение иностранных инвестиций – непростая задача. Участники сессии Вивек Шарма, ведущий менеджер по развитию бизнеса индийской энергетической компании Tata Power и Киеси Сунобэ, управляющий исполнительный директор Sumitomo Corporation, отметили, что сравнивают достоинства и недостатки дальневосточных специальных экономических зон с условиями в других особых зонах по всему миру. Инвесторы готовы вкладывать деньги только в том случае, если увидят для себя хорошие возможности.

Модератор сессии Борис Яценко, руководитель консалтинговой компании EY — newsvl.ru Ирина Ольховская, первый заместитель генерального директора ООО «УПК» — newsvl.ru Генеральный директор АО ХК «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев — newsvl.ru Председатель Совета директоров ООО «Восточная горнорудная компания» Олег Мисевра — newsvl.ru Киеси Сунобэ, управляющий исполнительный директор Sumitomo Corporation — newsvl.ru Вивек Шарма, ведущий менеджер по развитию бизнеса индийской энергетической компании Tata Power — newsvl.ru Заместитель генерального директора АО «СУЭК» Денис Илатовский — newsvl.ru Заместитель генерального директора АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Георгий Колпачев — newsvl.ru Спикеры заверили, что дальневосточные компании готовы работать в самых жестких условиях угольного мирового рынка — newsvl.ru Директор по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» Алексей Шило — newsvl.ru Спикеры заверили, что дальневосточные компании готовы работать в самых жестких условиях угольного мирового рынка — newsvl.ru
Модератор сессии Борис Яценко, руководитель консалтинговой компании EY — newsvl.ru Ирина Ольховская, первый заместитель генерального директора ООО «УПК» — newsvl.ru Генеральный директор АО ХК «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев — newsvl.ru Председатель Совета директоров ООО «Восточная горнорудная компания» Олег Мисевра — newsvl.ru Киеси Сунобэ, управляющий исполнительный директор Sumitomo Corporation — newsvl.ru Вивек Шарма, ведущий менеджер по развитию бизнеса индийской энергетической компании Tata Power — newsvl.ru Заместитель генерального директора АО «СУЭК» Денис Илатовский — newsvl.ru Заместитель генерального директора АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Георгий Колпачев — newsvl.ru Спикеры заверили, что дальневосточные компании готовы работать в самых жестких условиях угольного мирового рынка — newsvl.ru Директор по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» Алексей Шило — newsvl.ru Спикеры заверили, что дальневосточные компании готовы работать в самых жестких условиях угольного мирового рынка — newsvl.ru
Полная версия сайта