Новости Владивосток

Механизм «Дальневосточной концессии» требует доработки и финансирования – инвесторы

«Дальневосточная концессия» – это новый механизм государственно-частного партнёрства, который был создан специально для проектов в отдалённых регионах. Основное его отличие от «обычного» в том, что проекты отбирает правительственная комиссия. Участники рынка со стороны потенциальных и реальных инвесторов, а также банковского сектора указывают, что механизм ещё сырой и требует дополнительного урегулирования.

На Дальнем Востоке существует огромная потребность в инфраструктуре. Как правило, для каждого крупного проекта нужны дороги, инженерные сети, очистные сооружения. А в населённых пунктах не хватает социальной инфраструктуры – объектов образования, культуры, общественных пространств.

В условиях бюджетных лимитов обеспечить государственную поддержку всех реализуемых проектов единовременно невозможно, в то же время ни один бизнес не сможет построить все необходимые объекты за свой счёт. Для снятия инфраструктурных ограничений был запущен механизм «Дальневосточной концессии», обеспечивающий инвестору компенсацию понесённых затрат на инфраструктуру в течение 10-20 лет после ввода таких объектов в эксплуатацию, согласно условиям концессионного соглашения. Он был предложен в середине 2021 года, но пока не все участники процесса поняли, как это работает.

Особенность дальневосточной концессии заключается в ускоренном инвестировании средств в инфраструктуру за счёт будущих налогов с рассрочкой оплаты строительства объектов на 20 лет. Другая особенность – определение победителя конкурса на заключение соглашения по принципу наименьшего объёма расходов из бюджетов всех уровней. Проще говоря, тут побеждает инвестор, который предложил наибольшую сумму собственных средств на реализацию проектов и уменьшил долю государственного финансирования. По мнению Минвостокразвития, такой подход позволит сэкономить бюджетные ресурсы.

«Наше министерство может направлять 25 млрд рублей на инфраструктуру, а реализуется уже сейчас более 6 тысяч проектов, – говорит Анатолий Бобраков, заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики. – Сейчас мы эти объекты разделили на два условных блока: для инвесторов и социальные. Изменили положение о министерстве с тем, чтобы выступать концедентом, добавили в этой сфере полномочий регионам. Сейчас структура такая: у нас в коротком списке 30 проектов на 250 млрд рублей. Из них 12 проектов на 180 млрд – это структура для инвесторов, а остальное – это социальная сфера. По мере движения мы обнаружили, что регионы активно подключаются и изыскивают свои собственные возможности».

Действительно, в последний год даже в Приморском крае стали активно говорить о концессионных соглашениях в области туризма, образования и общественной жизни. В течение пяти лет на всём Дальнем Востоке планируется выделить примерно 500 млрд рублей на возмещение затрат инвесторов. То есть объекты уже будут работать и приносить прибыль или, по крайней мере, находиться в более высокой степени готовности, а с этой прибыли государство будет расплачиваться за стройку, которую вели частные компании.

Вот только ФАС, например, считает, что, если государство полностью возмещает расходы инвестора, это уже не концессия, а государственный заказ. Замруководителя ведомства Виталий Королёв указал, что подобные изменения нужно закреплять на законодательном уровне. Уже есть примеры, когда компаниям, которые вкладывали свои средства, потом ещё и приходилось судиться с ФАС.

Представители компаний спрашивали, просчитаны ли реальные интересы всех сторон. Почему в Минвостока уверены, что в городе нужно построить, например, музей, а не четыре ТЭЦ, и выходит с таким предложением к инвестору? Бобраков ответил, что сейчас собирается весь пакет предложений и он будет распределяться по блокам, чтобы целенаправленно искать инвесторов. А по поводу социальной значимости тех или иных проектов и выбора между ТЭЦ и музеем должны думать губернаторы на местах.

Зампред корпорации ВЭБ.РФ указывает, что на Дальнем Востоке потребность в инфраструктуре крайне высока. Из всей суммы в 2,4 трлн рублей, инвестированных в проекты, примерно треть приходится на дороги и сети. В северных регионах стоимость проекта может наполовину состоять из инфраструктуры.

«Сложность концессии на Дальнем Востоке в том, что здесь огромная площадь и очень мало населения, – считает председатель совета директоров ООО «Национальные транспортные концессии» Дмитрий Прончатов. – То есть с возвратом инвестиций несколько сложнее. Да и региональные бюджеты слабые для крупных проектов, вроде моста через Лену в Якутии. Регионы могут потянуть какие-то региональные проекты. А для больших требуется федеральное финансирование. Но когда мы подавали заявку на проект по концессии на общих основаниях, не проходили отбор в правительстве. Естественно, они проигрывают той же Ленинградской области по сумме затрат и срокам возврата».

Анатолий Бобраков согласился с этим мнением и сказал, что именно для этого и был разработан специальный инструмент для Дальнего Востока. Но инструменты – это ещё не всё. Деньги-то тоже нужны.

«У нас дискуссия примерно про одно и то же из года в год, что во Владивостоке, что в Сочи, – сказал Иван Григорович, генеральный директор «РЖД Инвест». – Те же люди примерно про то же и разговаривают. Вчера сказали про особость и необходимость финансирования. И если здесь говорят «А», то нам бы хотелось, чтобы при этом Минфин говорил «Б». Жаль, что их тут с нами нет».

Отметим, что первые сделки по ДВ-концессии подписываются как раз на нынешнем Восточном экономическом форуме. Об этом вчера Владимиру Путину доложил министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«Дальневосточная концессия» – новый инструмент, который позволит создать инфраструктуру в несколько раз быстрее. К нам пришли крупнейшие проекты, а их потребность в инфраструктуре кратно превышает наши возможности. Мы договорились с инвесторами, что не будем дарить им инфраструктуру. Они создадут её за свой счёт, а государство расплатится с ними за 10-20 лет, уже получая доходы от работающих предприятий. Я докладывал вам этот механизм в начале года. На форуме мы подпишем первые шесть сделок объёмом 123 млрд рублей», – отметил Алексей Чекунков.


Сессия «Дальневосточная концессия: как совершить инфраструктурный прорыв» — newsvl.ru Замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королёв — newsvl.ru Председатель совета директоров ООО «Национальные транспортные концессии» Дмитрий Прончатов — newsvl.ru Александр Долгов, управляющий партнер, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП в России и СНГ, Центральной Азии и на Кавказе, Squire Patton Boggs — newsvl.ru Михаил Чащин, представитель Сбербанка — newsvl.ru
Сессия «Дальневосточная концессия: как совершить инфраструктурный прорыв» — newsvl.ru Замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королёв — newsvl.ru Председатель совета директоров ООО «Национальные транспортные концессии» Дмитрий Прончатов — newsvl.ru Александр Долгов, управляющий партнер, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП в России и СНГ, Центральной Азии и на Кавказе, Squire Patton Boggs — newsvl.ru Михаил Чащин, представитель Сбербанка — newsvl.ru

Последние новости

20:58, 24 сентября 2021
Рубрика: Выборы-2021
«Единая Россия» получила в Госдуме 324 мандата из 450
19:00, 24 сентября 2021
Рубрика: Владивосток
В школах Владивостока усилят меры безопасности
Полная версия сайта