Новости Владивосток

Дороги в лес как инвестиции: промышленники требуют поддержать отрасль перед введением запрета на экспорт древесины

1 января 2022 года в России будет полностью запрещён экспорт необработанного леса. Решение, которое приветствует большая часть населения Дальнего Востока, может обернуться реальными проблемами для экономики. Промышленники говорят, что в регионе не хватает производств, которые будут принимать и перерабатывать древесину. А построить их за несколько лет невозможно при постоянно меняющихся правилах игры. Эти вопросы обсудили на полях VI Восточного экономического форума.

Экспорт дальневосточного леса уже сейчас снизился с 15 до 5 млн кубометров. В качестве подготовки к запрету на вывоз леса построены мощности по переработке древесины – но всего на 5 млн кубометров. Инвесторы не готовы приходить в «дикий» регион, где нет возможности осваивать лесосеки целиком, а железнодорожный тариф на транспортировку в западную часть страны съедает до трети всей прибыли.

«Мы полностью за то, чтобы ограничить экспорт высокотоварной древесины, но запрет низкотоварной древесины при полном отсутствии местной инфраструктуры – это катастрофа, – считает генеральный директор ООО УК «РФП Групп» Константин Лашкевич. – Мы построили на Дальнем Востоке несколько заводов глубокой переработки и, наверное, единственная крупная компания, которая выполнила все требования правительства по созданию инвестпроекта. Мы имеем, я считаю, моральное право говорить о наших проблемах. Успешный проект возможен на ДВ только при наличии крупных партнёров. Например, зайти на рынок Японии почти невозможно. Компании, которые начинали бизнес без сторонних инвесторов, просто обанкротились. Да тут некуда эту древесину девать, кроме как на экспорт. У Фонда развития промышленности нет программы под крупные проекты – миллиардов на 10-12 рублей хотя бы. Когда созданы мощности и вводится запрет – это понятная история. А когда мощностей нет, то получаем резкий дисбаланс. Нужно найти решение, как экспортировать низкосортную древесину хотя бы в течение 3-5 лет. Мы не можем бросить эти вершки-корешки в лесу».

Отметим, что данную позицию поддержало и Минвостокразвития. Транспортная доступность Дальнего Востока – «проблема проблем» в развитии региона, что уж говорить о круглогодичных лесных дорогах. Строить такие дорого, а без них освоение лесосеки происходит выборочно: куда смогли добраться – там и вырубили.

«Обработка снизилась, – говорит Анатолий Бобраков, замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики. – Отсутствие инфраструктуры, особенно дорог, не даёт возможность осваивать ресурс. В ТОР и СПВ реализуется 36 инвестпроектов по обработке леса. Мы сейчас прорабатываем программу «Доступная лесосека», чтобы инвесторы могли построить дороги, а государство им возмещало при увеличении арендной ставки за лес на срок действия арендного договора. Вводим цифровую систему «Лесвосток», чтобы в онлайн-формате можно было оценить те или иные лесные участки».

Система «Лесвосток.рф» реализуется пока в пилотном режиме на территории Хабаровского и Забайкальского краёв. Это онлайн-ресурс, который позволяет в реальном времени отслеживать лесные участки вплоть до кварталов – здесь есть информация о количестве насаждений, их возрасте, плотности и других параметрах. Можно увидеть так называемые зоны нельзя, где уже есть аренда или спецрежимы, вроде санитарно-защитных зон и ООПТ. Точность данных вплоть до 90-100%. На данном этапе пользователям будут доступны такие сервисные опции, как подбор лесного участка в целях проведения аукциона на право заключения договора аренды, получение и рассмотрение заявлений о проведении аукционов. Инвесторы смогут принять экономически обоснованное решение о выборе лесного участка, подготовить проектную документацию и подать заявку на его использование через электронный аукцион. Все процессы – от подачи заявления и оформления документации до заключения договора аренды – полностью автоматизируются.

Вице-президент «Сбербанка» Владимир Ситнов отметил, что у компании есть крупные инвестиционные портфели по лесной промышленности, но в их структуре доля Дальнего Востока составляет от силы 1 млрд рублей, «а это практически ноль». А крупная федеральная компания «Сегежа Групп», которая создаёт целлюлозно-бумажные заводы и комбинаты, в краткосрочной перспективе не хочет приходить на Дальний Восток, поскольку здесь нет понятных правил игры.

«Я не могу сказать, что компания не изучала возможности открытия представительства на Дальнем Востоке, – говорит Николай Иванов, управляющий директор «Сегежа Групп». – Но этот регион удалён, это транспортная недоступность. Мы не знаем этот регион – у нас лесоустройство 40 лет не проводилось. В 2015 году мы изучали возможность входа в Красноярск и Хабаровск. Выбрали Красноярск. В европейской части нет никаких проблем из-за запрета экспорта. А здесь был бы логичен переходный период три, пять, семь лет. Потому что перестроить мощности одномоментно невозможно. Мы зайдём на Дальний Восток, но не в лесную отрасль и при наличии понятных правил игры. И при условии ГЧП в сфере создания инфраструктуры».

Замруководителя Федерального агентства лесного хозяйства Вячеслав Спиренков говорит, что недавно был принят 304-ФЗ о цифровом лесоустройстве. В частности, теперь лесоустройство в зоне интенсивного лесопользования будет проводиться не реже чем раз в 10 лет, а в прочих зонах может быть проведено по запросу инвестора.

«Однозначно заявить о том, что угроза запрета на вывоз кругляка не повлияла на инвестиции, нельзя, – считает замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров. – Дальний Восток категорически отличается от лесопроизводства в Сибири и на Западе. Здесь даже арендованный лес используется не весь. Лесосеки выбираются частями. Я не верю ни в каких чёрных дровосеков, которые на плечах выносят лес в Китай. Здесь мало складов, перевалочных пунктов. Мы часто закрываем инвестпроекты с недообъёмами. Мы вынуждены отзывать деньги, а это болезненный процесс для всех. Нет трагедии с рабочей силой, а вот сокращения есть – особенно у больших компаний».

У лесопромышленников есть понятный список предложений, как сделать запрет менее болезненным для компаний, людей и местных бюджетов. В частности, одно из требований – снизить железнодорожный тариф на перевозку хотя бы деревянных пеллет (топливо) до уровня бурого угля. Сейчас разница составляет 37%, причём не в пользу дерева. Также предлагают приравнять строительство дорог к инвестициям, ведь иначе лес не вывезти. Предлагают перевести котельные в населённых пунктах, возле которых размещены деревообрабатывающие производства или лесные участки, на древесное топливо. Тогда можно будет снижать расходы за счёт древесных отходов – щепы, опилок и «нетоварной» древесины.

В целом на правительственном уровне признают сложности в лесном комплексе Дальнего Востока, несинхронизированное законодательство, сложности с регулированием. Но решать эти вопросы можно, похоже, только на самом высоком уровне.


Генеральный директор ООО УК «РФП Групп» Константин Лашкевич — newsvl.ru Анатолий Бобраков, замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики — newsvl.ru Вице-президент «Сбербанка» Владимир Ситнов — newsvl.ru Николай Иванов, управляющий директор «Сегежа Групп» — newsvl.ru Замруководителя Федерального агентства лесного хозяйства Вячеслав Спиренков — newsvl.ru Справа - замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров — newsvl.ru Вопросы развития лесного комплекса на Дальнем Востоке обсудили в рамках отдельной сессии ВЭФ — newsvl.ru
Генеральный директор ООО УК «РФП Групп» Константин Лашкевич — newsvl.ru Анатолий Бобраков, замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики — newsvl.ru Вице-президент «Сбербанка» Владимир Ситнов — newsvl.ru Николай Иванов, управляющий директор «Сегежа Групп» — newsvl.ru Замруководителя Федерального агентства лесного хозяйства Вячеслав Спиренков — newsvl.ru Справа - замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров — newsvl.ru Вопросы развития лесного комплекса на Дальнем Востоке обсудили в рамках отдельной сессии ВЭФ — newsvl.ru

Последние новости

20:58, 24 сентября 2021
Рубрика: Выборы-2021
«Единая Россия» получила в Госдуме 324 мандата из 450
19:00, 24 сентября 2021
Рубрика: Владивосток
В школах Владивостока усилят меры безопасности
Полная версия сайта