Новости Владивосток

Компании предупредили о росте транспортных расходов в России

Из-за ухода иностранных компаний, ограничений на полёты за рубеж, проблем с судоходством тарифы на перевозку грузов из и в Россию будут расти. Как изменилась логистика после начала спецоперации на Украине – в материале РБК.

Что произошло с логистикой

К началу марта условия работы в России пересмотрели ключевые игроки на рынке международной логистики. К примеру, крупнейший в мире контейнерный оператор Maersk временно прекратил приём заявок на перевозки медицинских и гуманитарных грузов, а также продовольствия в Санкт-Петербург, Калининград и Новороссийск и в обратную сторону. Но это решение не затронет Дальний Восток, уточнила пресс-служба компании. От обработки товаров из или в Россию отказался и ведущий европейский порт Гамбург (за исключением продуктов питания и медикаментов). Морские линии MSC, Hapag-Lloyd и Yang Ming также приостановили бронирование судов в направлении России. А морские линии HMM и One ограничили приём букингов в порты Новороссийск и Санкт-Петербург.

Сейчас терминалы Global Ports (на них обрабатывается почти каждый третий контейнер, ввозимый и вывозимый из России), совладельцами которой являются Maersk и группа «Дело» Сергея Шишкарёва, обслуживают суда в соответствии с подтверждаемыми судозаходами. Но на северо-западных терминалах компании действует временное ограничение на приём экспортных контейнеров. Это делается для того, чтобы избежать затоваривания складов на фоне снижения темпов обработки российских грузов в европейских хабах.

Как изменились цепочки поставок

Текущие цепочки поставок разрушены, альтернатив по обслуживанию импортного и экспортного потоков практически не осталось, говорит директор департамента международного развития Pony Express Денис Чесноков. «Встал весь морской фрахт, авиасообщения нет. Остаются только Турция, Армения, Узбекистан, Монголия и Азербайджан», – отмечает он.

ПЭК теперь доставляет отправления из Европы автотранспортом транзитом через Литву. «Погранпереходы функционируют, но заторы на них сохраняются. Это может увеличить сроки доставки грузов на один-два дня», – сказал заместитель директора Вадим Филатов.

Ситуация с запретом на полёты в Европу повлияла и на грузовые авиакомпании. Например, немецкая DHL приостановила работу с российским перевозчиком «Авиастар-ТУ». Внутренние перевозки остались в полном объёме, «в стандартном режиме» выполняются рейсы в Китай в интересах «Почты России».

О каких угрозах предупредили компании

Многие проблемы в логистической отрасли не назовёшь новыми, как, например, очереди на пограничных переходах между Россией и ЕС, Белоруссией и Европой. Но на фоне продолжающейся спецоперации на Украине и западных санкций ситуация усугубилась. Среди основных угроз для развития бизнеса участники рынка выделяют такие:

– Из-за приостановки работы аэропортов на юге России пришлось переориентировать грузопотоки на автодороги. Сроки доставки увеличились на три-четыре дня по ряду направлений, из-за того что автомаршруты более продолжительные, чем авиарейсы.

– Эпидемиологическая ситуация по-прежнему ограничивает пропускную способность погранпереходов с Китаем.

– Введение санкций в отношении российских портов России на северо-западе и в Черноморском бассейне, отказ от судозаходов в них со стороны крупных европейских морских линий может критично снизить импорт продуктов, медикаментов и других товаров первой необходимости, перевозимых в контейнерах.

– Сокращение числа компаний, работающих на европейском направлении разными видами транспорта. Отказ многих водителей перевозить товары автотранспортом из Европы.

– Сложности с валютными операциями и в расчётах с иностранными контрагентами.

Кроме очевидных политических рисков и сужающегося рынка, для экспедиторов большой угрозой стал указ Владимира Путина об обязательной продаже 80% валютной выручки. Например, при цене перевозки контейнера $10 тысяч и валютной части расходов $7 тысяч дополнительные расходы на конвертацию для них составят $2,1 тысячи. «В среднесрочной перспективе это неизбежно приведёт к уходу с рынка многих российских экспедиторов и их замещению китайскими, так как они таких проблем не испытывают», – отметил директор логистического оператора RTSB-RUS Александр Баскаков.

Как это скажется на ценах товаров и услуг

Цены будут расти в той же самой прогрессии, что и доллар США. В пересчёте на рубли стоимость логистики уже выросла из-за скачка курса валют. Но, по словам директора департамента международного развития Pony Express Дениса Чеснокова, пока не менялись сами тарифы на международные перевозки в валюте. По курсу ЦБ на 14 марта доллар стоит 120,38 рубля. Это почти на 50% больше, чем было 23 февраля, за день до начала спецоперации на Украине.

Александр Баскаков из RTSB-RUS говорит, что рост ставок в долларовом выражении будет также зависеть от наличия контейнеров и мест в поездах, после того как рынок переживёт первый шок и придёт к новому равновесию. «Контейнерный рынок и так был сильно перегрет, а с уходом таких крупных игроков (к примеру, Maersk) и, соответственно, мощностей ставки первое время могут расти лавинообразно», – полагает он. Гендиректор логистической компании Nawinia Олег Урван согласен, что цены будут расти из-за возможного повышения стоимости фрахта. «[Это] сильно скажется на дешёвых товарах. На дорогие товары стоимость также увеличится, но не так критично», – сказал он.

Какой транспорт станет самым востребованным

На фоне проблем автомобильного и воздушного транспорта перевозчики стараются переориентировать грузы из-за рубежа на железную дорогу. С уходом большей части морских перевозчиков железная дорога становится основным способом доставки грузов из/в Китай и конкуренцию ей составить будет нечему, уверен Александр Баскаков.

По данным ПЭК, срок доставки ускоренным контейнерным поездом из Китая в Россию (на Московскую железную дорогу) составляет 40-50 дней. Средний срок доставки автотранспортом – 45-55 дней (в зависимости от пропускной способности погранперехода), добавляет заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. Железнодорожные маршруты стали более востребованы также и в перевозках из Европы в Россию на фоне проблем с автотранспортом.

Сейчас РЖД отмечают существенный рост заявок на перевозки грузов в восточном направлении. «И это не только уголь, но и нефтепродукты, металлы, удобрения, зерно», – сообщила пресс-служба РЖД. Перевозки контейнерных грузов по БАМу и Транссибу за 1-8 марта выросли на 23,5% к аналогичному периоду 2021 года. В целом по сети РЖД контейнерные перевозки прирастают на 9,1%, в том числе транзит – на 8%.

В ближайшее время восточное направление, которое было перегружено последние 10 лет, будет испытывать ещё большую нагрузку, считает эксперт в сфере железнодорожного транспорта и логистики Александр Кочуков. «У экспортёров не будет другого выхода, как грузить на восток», – отмечает он. За последние 15 дней у РЖД появилось более 350 новых клиентов, отметили в пресс-службе компании. Несмотря на это, по итогам 2022 года перевозки, вероятнее всего, снизятся минимум на 10% даже при позитивном сценарии, считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта