Новости Владивосток

Лизингодатели требуют вернуть самолёты, а производители прекратили поставку запчастей: что будет с российской авиаотраслью из-за санкций

Российская гражданская авиация столкнулась с небывалыми запретами. Для неё закрыта почти половина мира. Зарубежные лизингодатели, которым принадлежит большая часть самолётов, отзывают их. Заграничные компании прекращают контракты, связанные со страхованием авиарисков. Производители западных самолётов останавливают их обслуживание на территории страны, пишет Forbes.

В конце февраля не проходило дня, чтобы Евросоюз не вводил новые ограничения деятельности российской авиации. C 26 февраля запретили новые поставки, техобслуживание и страхование самолётов, а также предписали за следующий месяц вернуть лессорам (лизингодателям) уже сданные в лизинг самолёты. 28 февраля закрыли российским авиаперевозчикам небо над всей территорией Союза. Эти санкции поддержали многие страны, не входящие в Евросоюз, в том числе Великобритания, США и Канада.

Ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов говорит, что всего российская авиация располагает 980 магистральными самолётами, которые используются для нужд гражданской авиации. «Те, которые не в лизинге, – это, как правило, [самолёты] с историей, связанные ещё с советским авиапарком, или просто не новые. Основной парк дальнемагистральных и среднемагистральных судов – это вот эти самые лизинговые машины», – объясняет Фёдор Борисов.

По подсчётам аналитической компании Cirium, в России в лизинге находятся 777 самолётов, из которых 515 общей стоимостью $10 млрд арендованы у иностранных лессоров, в основном ирландских. Выходит, что санкции угрожают более чем половине (53%) всего российского гражданского флота. А если вести речь о новой, находящейся в западном лизинге технике, то о двух третьих.

26 февраля в министерстве транспорта с участием Росавиации и представителей авиакомпаний прошло экстренное совещание, на котором перевозчикам сказали не отдавать самолёты до появления требований о возврате и пытаться договариваться с лизингодателями.

У проблем с европейскими и американскими лессорами могло быть несколько вариантов решения. Во-первых, можно было бы попробовать выкупить суда у лизингодателей. Во-вторых, выполнить их требования и вернуть самолёты. В-третьих, в одностороннем порядке аннулировать контракты и продолжить летать на этих самолётах, а тем временем вести работу по замещению импортной техники отечественной.

По сведениям «Известий», правительство готовится выбрать третий вариант и подготовило проект постановления. Указанные в нём меры, как ожидают в кабинете министров, должны сгладить последствия санкций. Проект предполагает, что хотя бы часть самолётов, находящихся в иностранном лизинге, национализируют и оставят в России. 2 марта РБК со ссылкой на свои источники написал, что Минтранс провёл совещание с участием крупнейших авиакомпаний и на нём тоже обсуждалась возможная национализация.

Санкции обязали иностранных лизингодателей вернуть себе отданные в аренду самолёты к 28 марта. «За 30 дней лессорам очень трудно понять, как разорвать [контракты], – объяснял Financial Times неназванный источник в европейской авиаиндустрии. – И ещё труднее возвратить за это время столько самолётов».

Попросивший об анонимности топ-менеджер с авиационного рынка рассказал Forbes, что даже если будет принято решение вернуть лессорам часть их техники, выполнить его будет не так-то просто. «Допустим, наши компании перестанут летать на этих самолётах и расторгнут договоры, а кто и как будет перегонять их из страны? – спрашивает он. – Самолёт перестанет быть российским, и наше небо для него станет закрытым».

Собеседник Forbes объясняет, что остановленный самолёт нужно мгновенно законсервировать, потому что если он простоит без консервации, например, «его электроника не будет годиться даже на запчасти». При разрыве отношений эксплуатант не будет заниматься консервацией.

С этим согласен президент международной консалтинговой компании IBA Фил Сеймур. «Для лессоров это может оказаться очень дорого», – рассказывал он в недавнем интервью, имея в виду, что для возврата самолёта его нужно привести в хорошую форму и привести в порядок все документы по его предыдущему обслуживанию.

Фёдор Борисов из ВШЭ уточняет, что в случае возврата у России останется около 250 машин, а через год из-за невозможности использовать их по техническим причинам это число сократится вдвое.

Что случится, если российские компании не возвратят находящиеся в лизинге самолёты? Пожелавший остаться анонимным топ-менеджер предположил такое развитие событий: «Подать на лессоров в суд, а пока будут длиться долгие на Западе тяжбы, летать, куда можно». По его сведениям, уже скоро о решении оставить находящиеся в лизинге самолёты в России будет объявлено официально. Фактически это будет означать их национализацию.

Тем временем американский производитель Boeing и французский Airbus остановили с 2 марта поддержку российских авиакомпаний, эксплуатирующих их технику, и прекратили поставлять запчасти. «Можно даже попробовать выкупить самолёты [находящиеся в западном лизинге], – рассуждает действующий пилот «Аэрофлота» капитан А-320 Андрей Литвинов. – Но если у них не будет страховки, технического обслуживания, то они превратятся в кусок железа».

Фёдор Борисов из ВШЭ считает, что отсутствие поддержки обслуживания самолётов – это ключевой вызов. «На мировом рынке есть достаточное количество запчастей, но кто и на каких условиях их сможет поставить в обход санкций – это открытый вопрос», – говорит он.

AerCap, крупнейшая по лизингу самолётов компания со штабом в Дублине, на днях сообщила инвесторам, что часть её флота, сданная в аренду «Аэрофлоту» и «Победе», составляла в конце декабря 2021 года примерно 5%, или $3,75 млрд из $75 млрд её активов. Для такого гиганта эта потеря не слишком чувствительна.

Решения вроде выкупа самолётов наталкиваются на другие трудности: крупнейшие российские лизинговые компании – дочки крупных банков, многие из которых оказались под санкциями.

Пока обслуживать оставшиеся в стране самолёты Boeing, Airobus и Embraer и искать для них запасные части придётся по миру, в оставшихся открытыми для российских самолётов странах, отмечает Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт». По его словам, в России сейчас имеется около 200 самолётов Boeing 737NG и примерно 250 Airbus семейства A320ceo, плюс более 60 Airbus A320neo. Кроме того, есть почти 150 отечественных SuperJet.

Однако советник международной юридической фирмы Debevoise & Plimpton Дмитрий Карамыслов предупреждает, что лессоры будут пытаться всеми законными способами возместить свои убытки, а это может включать арест принадлежащих им воздушных судов даже в нейтральной юрисдикции.

Тем временем S7 заявила, что с 5 марта отменяет все свои международные рейсы. Ожидается, что за ней последуют и другие перевозчики, а на табло российских аэропортов могут остаться названия только отечественных городов.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта