Новости Владивосток

Дальний Восток получает первые партии субсидированного топлива

С 31 января 2022 года в Дальневосточном округе заработал механизм субсидий топливных поставок по железной дороге. Механизм предоставления компенсаций за каждую отправленную тонну разрабатывали несколько лет. 3 февраля на Дальний Восток были направлены первые партии моторного топлива, стоимость доставки которого была просубсидирована государством. Об этом сообщает Минэнерго.

Соглашение об установлении льготных тарифов на перевозку моторного топлива железнодорожным транспортом регионам Дальневосточного федерального округа (ДФО) было подписано 31 января 2022 года между Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдором) и ОАО «Российские железные дороги».

Субсидия распространяется на моторное топливо 5-го экологического класса (Евро-5), в том числе бензины марок АИ-92, АИ-95, дизельное летнее и зимнее топливо, а также авиакеросин.

Согласно разработанным Минэнерго России и согласованным с Минфином России, Минтрансом России и ФАС России правилам предоставления субсидии из федерального бюджета, при поставках топлива в регионы ДФО государство будет возмещать ОАО «РЖД» недополученные расходы, возникающие в результате установления льготных тарифов на перевозку. В свою очередь, ОАО «РЖД» предоставляет соответствующую скидку грузоотправителю в размере до 4 тысяч рублей на тонну топлива к тарифу на перевозку.

Постановление правительства от 28 декабря 2021 года, но в силу вступило 31 января. Льготы распространяются на отправленное с этого дня топливо.

Организации, которая претендует на субсидию, требуется каждое первое число месяца, предшествующего месяцу отправки, направить в Росжелдор документы, подтверждающие отсутствие у компании задолженностей, банкротства, ликвидации, перерегистрации и прочего. Документы рассматриваются 10 дней, затем подписывается соглашение о субсидировании. После его заключения организация должна ежемесячно отчитываться о своих потерях доходов при перевозке топлива.

Субсидии получат 19 нефтеперерабатывающих производств, в том числе Хабаровский НПЗ, Комсомольский НПЗ, Ангарская НХК, Ачинский НПЗ – это ближайшие заводы, с которых топливо поставляется на весь Дальний Восток. Все они, за исключением хабаровского, принадлежат структурам «Роснефти». Завод в Хабаровске принадлежит «Независимой нефтегазовой компании» (ННК), которая, впрочем, тоже опосредованно связана с РН. Также в списке заводы «Газпромнефти», «Лукойла», «Башнефти» и другие.

Топливо по льготному тарифу будут получать 8 из 11 дальневосточных регионов: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область и Сахалинская область. А Магадан, Камчатка и Чукотка в список не вошли.

В настоящий момент до 50% всего потребляемого в ДФО топлива поступает по железной дороге от НПЗ из Сибирского федерального округа и Центральной России. Субсидия действует для всех отправлений, оформленных с 31 января 2022 года, и работает в интересах жителей регионов ДФО – она разработана исключительно для потребителей внутреннего рынка, соответственно, может быть предоставлена только на тот объём топлива, который будет перевозиться для реализации на внутреннем рынке ДФО. Кроме того, для исключения спекулятивного повышения стоимости такого топлива в постановлении правительства указан перечень станций, с которых будет осуществляться льготируемая отгрузка.

«Запущенный механизм скидки на перевозку топлива по железной дороге имеет несколько целей. В первую очередь он окажет сдерживающее влияние на динамику оптовых цен и снизит давление на розницу в регионах ДФО. При этом нормализуются доходы местных независимых мелкооптовых и розничных сетей АЗС, в связи с чем ситуация с топливообеспечением должна будет улучшиться», – сообщил замминистра энергетики Павел Сорокин.

Новая субсидия на перевозку топлива разработана взамен ранее действовавшему механизму «дальневосточного демпфера», предусматривавшего надбавку в размере 2000 рублей за тонну к обратному акцизу в случае реализации автомобильного бензина и дизельного топлива на базисах поставок, расположенных в Дальневосточном федеральном округе. Для сдерживания цен этот механизм работал не слишком хорошо, поскольку субсидии в этом случае получали только те заводы, которые реализовали топливо непосредственно на Дальнем Востоке.

На работу новой субсидии в бюджете предварительно заложено 9,8 млрд рублей в 2022 году, 8,9 млрд рублей в 2023 году и 8,3 млрд рублей в 2024 году.

Напомним, субсидирование поставок топлива на Дальний Восток обсуждалось в правительстве как минимум с 2019 года, когда Российский топливный союз направлял свои предложения по сдерживанию розничной цены на бензин, дизель и авиакеросин. В 2020 году Минэнерго разработало предложения по субсидированию, но они не пришлись по душе Минэкономразвития и Минфину. В ноябре 2021 года ФАС и Минэнерго снова попытались внедрить этот механизм – на этот раз получилось.

Подписанное постановление в общих чертах соответствует ранее направлявшимся предложениям: давать компаниям скидку в 4 тысячи рублей за тонну топлива, а субсидии выделять РЖД. Если стоимость провоза меньше обозначенной цены, то скидка не предоставляется. Ведомства учли замечания о возможных спекуляциях, установив перечень станций отправки и промаркировав топливо, которое идёт на экспорт.

Главная проблема Дальнего Востока в том, что здесь работает всего два нефтеперерабатывающих завода. Когда зимой 2021 года один из заводов ушёл на ремонт, в регионе фактически произошёл топливный кризис. Летом из-за недостаточных объёмов производства ситуация едва не повторилась. Тогда же появилась информация, что некоторые игроки из-за несправедливых рыночных условий вынуждены закрываться и уходить с рынка.

За 2021 год бензин во Владивостоке подорожал в среднем на 17,9%, дизельное топливо — на 28%. Оптовая стоимость плюс цена на транспортировку и оперативные расходы перегнали итоговую розничную, диспаритет цен заставляет заправки работать практически в убыток или на грани.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта