Новости Владивосток

Добытчики минтая оценили в $400 млн потери из-за закрытия портов Китая

Действовавшие в 2021 году ограничения на поставки российской рыбы в Китай стоили российским рыбопромышленным компаниям, добывающим минтай, около $400 млн.

Об этом РБК сообщила Ассоциация добытчиков минтая. В неё входят 35 рыбодобывающих предприятий, на долю которых приходится 78% вылова минтая в России и около 41% мирового вылова этого вида рыбы.

Ограничения на импорт в Китай для российских рыбаков действовали больше года: в октябре 2020-го КНР начала закрывать свои порты для российской продукции, после того как на упаковке поступившей из России рыбы были обнаружены следы COVID-19. В начале января 2022 года Китай неожиданно возобновил приём российской рыбы в своих портах Далянь и Циндао. Первое российское судно с более чем 7000 тонн рыбной продукции, по данным Росрыболовства, зашло в порт Даляня в воскресенье, 16 января.

Одними из наиболее пострадавших в результате запрета стали добытчики минтая – главного биоресурса, который российские рыбаки вылавливают на Дальнем Востоке. В 2021 году, по данным Росрыболовства, было добыто 3,5 млн тонн водных биоресурсов – из них почти 49% минтая.

До пандемии главным покупателем рыбы был Китай. На его долю приходилось около 60% российского экспорта минтая. В течение 2021 года ввозить рыбную продукцию в Китай российские экспортёры могли только в рефконтейнерах с перевалкой во Владивостоке или Петропавловске-Камчатском либо со складов из южнокорейского Пусана. Это сильно ограничило поставки, потому что до сих пор российские рыбаки экспортировали рыбу в основном навалом.

Из-за закрытия китайского рынка летом 2021 года на Дальнем Востоке возникли излишки минтая, а в центральной России – риск дефицита: в ожидании более низких цен переработчики не торопились покупать рыбу. Для поддержки дальневосточных компаний и переориентации поставок минтая на внутренний рынок правительство предоставило субсидии. Излишки минтая также согласились закупить для своих нужд Минобороны, МВД и ФСИН.

Выстроенные за предыдущие годы логистику и дистрибуцию пришлось оперативно перестраивать. Отправка рыбы в Китай в контейнерах потребовала дополнительных работ – выгрузки в порту, хранения, дезинфекции продукции и упаковки, помещения в контейнеры и отправки. Ситуацию усугубил дефицит холодильников для хранения рыбы и рефконтейнеров в порту Владивостока.

Стоимость логистики в 2021 году кратно выросла, а издержки, которые из-за этого понёс бизнес, не были компенсированы ценой на минтай, которая держалась на стабильно низком уровне. Уже в феврале 2021 года оптовые цены на минтай на Дальнем Востоке под влиянием ограничений на экспорт в Китай упали до минимальных за последние несколько лет значений – с 102 рублей до 65 рублей за килограмм.

Действия Китая могли отразиться не только на российском рыбном экспорте, но и на самих китайских рыбоперерабатывающих предприятиях. Большая часть российского минтая завозилась в КНР для дальнейшей переработки и реэкспорта: закупленное в России сырьё китайские рыбные фабрики перерабатывали в готовое филе минтая, которое, в свою очередь, поставляли в Евросоюз и США.

Ещё один фактор, который мог повлиять на решение об открытии портов, это то, что за год ограничений Россия стала сама наращивать производство филе минтая и рыбного фарша. На переработке российского сырья в филе минтая Китай создавал не менее $250 млн добавленной стоимости. Производство филе, фарша и сурими (полуфабрикат, из которого делают в том числе крабовые палочки) выросло в 2021 году в 1,5 раза – до 150 тысяч тонн.

Хотя Китай и принял решение об открытии своих портов, это не означает, что экспорт возобновится в прежнем формате, в частности, из-за того, что в 2021 году он ввёл новые меры по контролю за поставляемой продукцией, включая требования к её маркировке.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта