Новости Владивосток

Из-за отзыва лицензии банка «Платина» у приморцев зависли платежи в CyberPlat

После остановки российской платёжной системы CyberPlat (банка «Платина») в сентябре у многих приморцев зависла оплата услуг через платёжные терминалы. Такие киберкиоски выручают чаще всего жителей небольших посёлков с населением до 2 тысяч человек, где нет банковских отделений и салонов сотовой связи. Через них можно оплачивать кредиты, штрафы, связь и другие услуги. По информации корреспондента VL.ru, в ряде населённых пунктов Приморья и даже во Владивостоке отключены целые сети терминалов.

CyberPlat – старейшая платёжная система, появившаяся в 1992 году, занимала второе место после «Киви» – это 20% рынка. 17 сентября Банк России отозвал лицензию банка «Платина», уличив его в нелегальной оплате ставок в онлайн-казино и других букмекерских конторах. В этот день зависли переводы в ФНС, взыскания по исполнительным производствам, штрафы ГИБДД, платежи по кредитам и оплата услуг ЖКХ. 

Ранее лишился легальной возможности обрабатывать букмекерские ставки через центр учёта переводов интерактивных ставок крупнейший банковский платёжный агент «Киви». Переводами в онлайн-казино до 2019 года занимались и «Яндекс Деньги» (ЮMoney). Однако в адрес их действий, подобных отзыву лицензии, предпринято не было.

По информации бывшего руководства банка «Платина», в результате отзыва лицензии зависшими в системе оказались 518 тысяч платежей. На сайте компании уточняется, что 447 тысяч из них были обработаны утром 17 сентября до начала работы временной администрации в банке «Платина», назначенной Банком России.

Центробанк сообщает, что временная администрация формирует реестр платежей, принятых с использованием системы CyberPlat и не доведённых до получателей, для их информирования об исполнении плательщиками своих обязательств. В то же время информация о неисполненных обязательствах ООО КБ «Платина», запрошенная временной администрацией в ООО «Киберплат», не была представлена.

CyberPlat на своём сайте заявляет, что информация обо всех платежах, внесённых гражданами как до, так и после отзыва лицензии у КБ «Платина», была передана банку системой «КиберПлат» в автоматическом режиме, находится в распоряжении временной администрации банка и учтена как «незавершенные расчёты с операторами услуг платёжной инфраструктуры».

«Ответственные сотрудники Центрального банка, проводившие проверку банка «Платина» с апреля до августа 2021 года, не могли не понимать, что внезапная остановка временной администрацией расчётов неминуемо приведёт к зависанию платежей, проведённых в процессинге «КиберПлат» предыдущим днём», – считают в CyberPlat.

14 октября в компании сообщили, что проверка транзакций, в том числе непроведённых, показала отсутствие платежей в пользу нелегальных онлайн-казино и букмекерских контор, из-за которых и лишился лицензии банк «Платина».

В Приморье платежи через киберкиоски в среднем составляют 150-200 рублей, поэтому значительных изменений в платёжной дисциплине приморцев не заметили ни мобильные операторы, ни банки, к которым обратился корреспондент VL.ru.

Рынок электронных платежей в нашем крае делят несколько индивидуальных предпринимателей. Один из них ИП Мельник А. Д., который является владельцем около 400 терминалов. Платежи его клиентов не зависят от системы CyberPlat и проходят через «Кенгу24» и систему «Киви». Но, как говорят IT-специалисты, приморцы ринулись от одной сети терминалов к другой, и теперь оплата не успевает поступить вовремя.

В сети «ВладПлат» были готовы к такой ситуации, поэтому переключилась на другого платёжного агента безболезненно. «Кому необходимо было срочно провести платёж (5-10 случаев), мы вернули деньги после звонка на горячую линию и предоставления чека. Платёжных систем сегодня достаточно, а программа, которая стоит на наших терминалах, написана владивостокскими специалистами и позволяет работать с любой из них. Но платежи в пользу банков мы пока отключили», – пояснили в ИП Тимошкина Е. О., предположив, что ситуация может наладиться дней через 10.

Один из IT-специалистов, обслуживающий терминалы во Владивостоке, рассказал, что людей, попавших в эту ситуацию, много. Хорошо, если киоск стоял в непроходном месте и там проводили немного платежей. Если же он находился в придомовом магазине или супермаркете с хорошим трафиком, общий объём там мог составлять 35-50 тысяч рублей в день, или больше сотни платежей в сутки.

В компании-агенте платёжного агрегатора «Центр управления платежами» из Артёма сообщили, что вернули деньги всем, кто обратился на горячую линию их сети и предоставил чеки. 

В целом такая «благотворительность» бьёт по карману владельца платёжного терминала, обычного предпринимателя, поскольку в качестве обеспечения он держит деньги в банке как гарантию проведения платежей в счёт, например, того же CyberPlat. Второй раз бизнесмен теряет свои средства, когда вынужден возвращать зависший платёж клиенту, так как ко времени возникновения претензии он уже инкассировал киоск и перевёл через банк деньги в систему.

Однако, несмотря на общероссийский кризис с расчётным банком системы CyberPlat, многие предприниматели считают, что в Приморье ещё обошлись малой кровью. Это произошло в первую очередь потому, что через платёжные терминалы приморцы в основном пополняют электронные кошельки, оплачивают мобильную связь и интернет, реже – услуги ЖКХ. Если бы оплачивали кредиты, заявление о возврате зависших средств нужно было бы писать в банк-кредитор, а с ними решать вопросы всегда сложнее.

Генеральный директор платёжного сервиса «Центр управления платежами» (ООО «БПА») Алексей Лупанов сообщил корреспонденту VL.ru, что все информационные и заказные письма от временной администрации банка «Платина» готовятся с участием его компании, поскольку она предоставляет услуги процессинга для платёжных терминалов самообслуживания, где в том числе установлена система CyberPlat. ЦУП сегодня фактически в одиночку отвечает за возвраты клиентам. Алексей Лупанов призвал агентов КБ «Платина» объединиться для переговоров по зависшим платежам.

Яна Мальцева


Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта