Новости Владивосток

Две нефтебазы и 32 АЗС закрылись в Приморье за год — топливики снова просят субсидии на доставку нефтепродуктов

С очередной просьбой предусмотреть субсидии на перевозку топлива в ДФО железнодорожным транспортом обратился в правительство РФ Независимый топливный союз (НТС). Тарифы на доставку нефтепродуктов растут, а увеличивать розничные цены независимые АЗС не имеют права. Пока проблема стоит на месте, части игроков приходится уходить с рынка.

Письмо о субсидировании железнодорожных перевозок топлива отправлено министру энергетики Николаю Шульгинову и министру финансов Антону Силуанову. Как сообщили «Известиям» в Минэнерго, вопрос находится в активной межведомственной проработке: совместно с Минфином дорабатывается проект постановления правительства в части объёмов субсидирования.

VL.ru поинтересовался у участников рынка о перспективах получения специальных дальневосточных субсидий на транспортировку горючего. Государственная поддержка смогла бы существенно снизить стоимость бензина и дизтоплива. Собственно говоря, перевозку компенсируют РЖД, а независимые заправки должны получить тариф ниже, чем есть сегодня.

Как напомнил вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев, с подобной инициативой НТС уже обращался к властям неоднократно. Поручение о введении специализированных льгот на перевозку топлива на Дальний Восток Владимир Путин направлял в правительство ещё в апреле прошлого года, однако оно по сей день не исполнено, и неизвестно, почему.

По словам генерального директора ООО «УссурНефтеПродукт» Юрия Чубко, он и глава Приморского топливного союза Владимир Чирсков обращались в правительство РФ с инициативой выделить специальные субсидии на доставку топлива ещё в мае 2018 года. Казалось бы, есть оценка от федеральных органов региональной власти, Роснефть также высказывает своё согласие, но фактически проблема не трогается с мёртвой точки. Одно ясно – независимым дальневосточным АЗС необходима субсидия на перевозку нефтепродуктов с заводов, не принадлежащих Роснефти, для создания конкуренции на Дальнем Востоке. Ранее, лет 20-25 лет назад, топливо по приемлемым ценам можно было ввозить в Приморье из Омска, Сургута, Перми, Уфы. «И сегодня мы по-прежнему с нетерпением ждём положительного решения правительства», – говорит глава приморской компании.

А пока тариф на доставку нефтепродуктов демонстрирует уверенный рост. За последний год поставки топлива с некоторых НПЗ на Дальний Восток стали дороже на 20-30%. Например, доставка тонны топлива из Иркутской области прибавит к общей стоимости тонны 7,5 тысячи рублей. У Комсомольского НПЗ постоянные проблемы. Тем временем в Приморском крае цена на самый популярный АИ-92 за год выросла осязаемо: с 45,62 рубля за литр в мае 2020-го до 49,47 в мае 2021-го. Литр дизельного топлива в мае стоил 52,89 рубля (+6% к прошлому году).

По оценкам гендиректора сети АЗС Benzo (ООО «Нефтесинтез») Игоря Лапчука, надо готовиться к тому, что цены будут подниматься по всем группам товаров. Так, в опте дизель на бирже вновь серьёзно подорожал, значит, и в рознице повышение в этом сегменте стоит ожидать прежде всего.

При этом выше процента инфляции устанавливать розничные цены на топливо независимый бизнес не имеет право. Приходится выкручиваться или уходить с рынка. По независимым оценкам, за последний год в Приморье прекратили своё существование 32 АЗС и две нефтебазы.

Тем временем обязанность продавать топливо независимым АЗС по рыночным ценам на биржевых торгах, которую российский кабмин наложил этой весной на нефтяников, большой роли для дальневосточных заправок не сыграла. Топливо у монополистов они покупают по высокой стоимости. Разумеется, издержки приходится нести рядовым автолюбителям и малому бизнесу.

Яна Мальцева.


Полная версия сайта