Новости Владивосток

Районные налоговые инспекции сокращают в Приморье — бизнес из глубинки готовится ездить за сотни километров

Половина штата межрайонных налоговых инспекций в посёлках и малых городах края идёт под сокращение. На смену полноценным налоговым инспекциям приходят ТОРМы - территориальные обособленные рабочие места. Отчётность и решение всех вопросов гражданам и предпринимателям предлагается максимально переводить в онлайн-формат. Но парадокс заключается в том, что офлайн-инспекции исчезают в тех районах, где подчас просто нет стабильного интернет-соединения. Почему бизнес-сообщество из приморской глубинки бьёт тревогу и какие проблемы уже обнаружил опыт дистанционного взаимодействия с ФНС - в обзоре VL.ru.

Межрайонные налоговые инспекции Дальнереченска и Лесозаводска объединяют с Уссурийском. Черниговскую, Спасскую, Арсеньевскую – с Артёмом. Дальнегорскую, Кавалеровскую, Партизанскую инспекцию – с Находкой. Большекаменская инспекция объединяется с ИФНС России по Ленинскому району Владивостока. То есть географически бизнес и граждан будут отделять от их инспекций сотни километров приморских дорог.

Штат и бумагу сворачивают

Оптимизация налоговых органов в Приморье происходит исключительно в соответствии с приказом ФНС России. Подобную реструктуризацию планировали в течение нескольких лет. Полноценные инспекции заменяют на ТОРМы — территориальные обособленные рабочие места. Пандемия коронавируса лишь ускорила это решение. Районные налоговые инспекции с весны 2020 года очный приём практически не вели: около своих зданий они выставляли специальные почтовые ящики для приёма корреспонденции и отчётов, а граждан все вопросы отправляли решать в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

В прежние годы, по сведениям УФНС России по Приморскому краю, только за год ведомству удавалось рассматривать более сотни тысяч обращений приморцев, поступающих именно через личные кабинеты и сервисы спецоператоров связи. Сколько из них подавали предприниматели и жители из малых городов и посёлков Приморья, никто не считал.

По неподтверждённой пока информации, рассматривается вариант в дальнейшем сократить и территориальные отделения Пенсионного фонда России. Похоже, государство решило всю отчётность перевести в «цифру». Но благие намерения оптимизации спотыкаются о человеческий фактор, точнее, проблему вымывания квалифицированных кадров из небольших населённых пунктов региона.

Уже сейчас инспекторам из Дальнегорска и Кавалерово предлагают переехать в Находку, а из Большого Камня – во Владивосток. Для сотрудников это означает оставить свои дома и квартиры, обустраиваться на новом месте. У некоторых есть шанс уйти на пенсию как предпенсионерам. Сегодня это кажется наиболее приемлемым решением, так как с работой в малых населённых пунктах туго и госорганы остаются. Подчас последними работодателями на территории. Заявления сотрудников из «районок» о переводе в города, где будут базироваться межрайонные налоговые инспекции, уже идут. С другими инспекторами просто не продлевают контракт.

Повод для оптимизации числа налоговых инспекций у ФНС действительно есть. Уже 90% приморских налогоплательщиков — компаний и индивидуальных предпринимателей, не говоря о крупных организациях и госучреждениях, - сдают отчётность дистанционно через интернет. То есть из 109 тысяч зарегистрированных компаний электронную отчётность сдают более 98 тысяч. Похожая статистика и у Фонда социального страхования (ФСС): отчётность в электронном виде сдают 83% страхователей, то есть работодателей. Хотя по некоторым малым городам, например, в Лесозаводске и Дальнереченске, а также в близлежащих районах, этот показатель ниже — в среднем 74%.

Цифровизация зависла на интернете

Депутат Законодательного собрания Приморского края Юлия Толмачёва считает решение о реорганизации отделений налоговой инспекции довольно неоднозначным.

«Сейчас у многих бизнесменов есть опасения, что будет гораздо сложнее сдать отчётность, процесс будет затягиваться. Кроме того, высказывается мнение, что возрастёт количество безработных, что тоже негативно скажется на общей социальной обстановке в крае. Однако пока приходится только гадать. В самом федеральном управлении говорят о том, что будут созданы некие территориальные обособленные рабочие места. То есть некие стационарные точки, куда можно будет принести бумаги. Хотя спектр услуг, которые будут оказывать там, пока не понятен. Возможно, таких точек будет вполне достаточно. А возможно, и нет. Пока я могу сказать, что строить прогнозы — дело крайне неблагоприятное. Будем наблюдать, как развивается ситуация. И думаю, что всё же удастся выстроить понятную схему работы, комфортную для всех. Но мы держим ситуацию на контроле», - заверяет Толмачёва.

«Во Владивостоке среди наших подопечных фактически 100% предпринимателей сдают отчётность именно в электронном виде и минимально напрямую общаются с налоговыми инспекторами, - рассказывает председатель Клуба деловых людей Людмила Тыщенко. - Однако во многом электронная отчётность заточена на качественное интернет-соединение. Правительство Приморского края также озабочено этой проблемой – наличием хорошей интернет-связи, поскольку от них зависит бесперебойная работа онлайн-касс, а значит, передача данных в ФНС».

В своё время уполномоченный по защите прав предпринимателей Приморья Марина Шемилина смогла добиться принятия корректировок в закон, и теперь в отдалённых районах, где есть проблемы с интернет-подключением, можно использовать онлайн-кассы с офлайн-накопителями. Но куда после оптимизации количества налоговых будут сдавать данные в офлайн-формате предприниматели, непонятно.

Из города в деревню и обратно

В официальных ответах налоговые инспекции утверждают, что в виде территориальных обособленных рабочих мест остаётся достаточное количество сотрудников для выполнения профессиональных функций и задач.

Общественный помощник бизнес-омбудсмена Приморского края в Спасске-Дальнем, индивидуальный предприниматель Татьяна Бандинок говорит, что бизнесмены к любым изменения уже относятся с безысходностью. Детализация чека в онлайн-кассах и переход с ЕНВД на УСН в 2021 году и так держат предпринимателей в напряжении. А без помощи «районок» весь этот процесс станет ещё более болезненным.

«Теперь в связи с упразднением полноценных налоговых придётся ехать на семинары в другой город, а это дополнительные расходы, - делится она мнением коллег по предпринимательской сфере. - То же ждёт предпринимателей, если вдруг их будут вызывать в налоговую по любым вопросам. А на оставшихся инспекторов ляжет ещё больше нагрузки, и как следствие - больше ошибок и отсутствие более тщательного разбирательства по конкретным делам. Но здесь возникает и вопрос с занятостью: сколько специалистов, в первую очередь женщин, окажутся безработными, ведь не все смогут и захотят сменить место жительства, уехать в другой город».

Предприниматели Дальнегорска и Кавалерово и вовсе считают, что постепенное сокращение государственных органов в небольших городках неизбежно приведёт к тому, что эти населённые пункты сравняются со статусом посёлков, а посёлки городского типа станут просто сёлами.

Бухгалтеры, которые обслуживают на местах индивидуальных предпринимателей в Дальнегорске, уверены, что без полноценной районной налоговой теперь будет тяжело. Неизвестно, какие функции оставят в так называемых ТОРМах. Несмотря на переход на электронный документооборот, частных вопросов всё равно остаётся очень много.

Общественный помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чугуевском районе Светлана Пролубщикова также рассказывает, что ранее уже закрыли межрайонную налоговую инспекцию в Хорольском районе, и на очереди Черниговский. В Чугуевке отдел по приёму отчётности уже не работает с 1 октября. Кстати, ранее это был ТОРМ при МИФНС России № 4 в Арсеньеве, а теперь удалённое рабочее место сократили.

«На местном уровне предприниматели уже поднимали этот вопрос, но ответ спустя месяц так и не получили. Как следствие, возникают сложности по налоговым вопросам и у предпринимателей, и у населения. По телефону разъяснения не предоставляют, а посылают в личные кабинеты и МФЦ. Как бизнес и население будет решать вопросы, которые требуют личного присутствия, мы по сей день не поняли», - сожалеет Светлана Пролубщикова.

Председатель Арсеньевского местного отделения общественной организации «Опора России» Татьяна Ларькова полагает, что создание ТОРМов осталось размытой идеей. Не понятно, что же это будет и чем они будут заниматься, каковы будут их главные функции. Может статься, что лишь усилится надзор, контроль и наказание за ошибки налогового учёта.

Наша собеседница по опыту видит, что бизнесмены из глубинки не всегда готовы переходить на передачу отчётности через интернет. Большинство из них даже оформили электронно-цифровые подписи, так как регистрировали свои онлайн-кассы, но пользоваться ЭЦП не умеют. Кроме того, надо понимать, что, помимо самой электронно-цифровой подписи, нужна и программа, которая будет считывать эту подпись на компьютере или другом устройстве. Всё это дополнительные и не малые затраты для бизнеса, а предприниматели из деревень подчас не могут позволить себе такие траты. Как следствие, отсутствие на местах инспекции лишает их возможности передать бумажные варианты деклараций, уточнённых заявлений, в том числе на смену ОКВЭД, на внесение изменений и прочее.

Также неизвестно, как быть тем, кто в следующем году решит открыть свой бизнес и воспользоваться патентом. Под вопросом, куда им подавать свои заявления - в ТОРМ по месту регистрации или придётся ехать в Артём.

Проблемы расстояния

Руководитель комитета по развитию женского предпринимательства общественной организации «Опора России» Лариса Бутенко удивлена тем, кто мог в Москве составлять маршрутные карты, присоединяя «районки» Дальнегорска и Кавалерово к Находке, а Арсеньева — к Артёму. Будто кто-то объединял отделения, прокладывая на онлайн-картах маршруты по прямой. Здравого смысла в таких решениях она не видит.

«Имею личный опыт по решению вопроса в удалённом формате: на горячей линии в течение недели предоставляли семь различных номеров телефона для того, чтобы решить вопрос с изменением неверного КБК по платежу, где образовалась переплата. Одна из наших местных предпринимателей инвалид-колясочник не смогла доказать, что отправила декларацию по почте, а документ потеряли. Соответственно налоговая сообщала о возможности блокировки счёта. Пришлось лично приезжать в инспекцию и урегулировать этот вопрос. Это мы говорим о бизнесменах, которые так или иначе поднаторели в нюансах подачи документов. А как же будут решать вопросы простые люди, подавая декларацию на вычеты, ехать в Артём?» - выражает возмущение Лариса Бутенко.

По её мнению, последствия реструктуризации налоговых органов в районах края проявляются уже сегодня. Например, в просьбе провести вебинар о переходе с ЕНВД на УСН межрайонная налоговая инспекция отказала, так как теперь она этими вопросами не занимается. Бизнес-сообщество опасается, что в итоге предприниматели и их бухгалтеры останутся один на один с цифровыми сервисами налоговой в районах, где нет даже стабильного интернета.

Яна Мальцева


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта