Новости Владивосток

Потери «Аэрофлота» от COVID-19 оказались в разы меньше запрошенной госпомощи

«Аэрофлот» 31 августа опубликовал отчётность за первое полугодие по МСФО. Именно на июнь, май и апрель пришлись самые серьёзные потери российской авиации: в эти месяцы из-за связанных с эпидемией китайского коронавируса ограничений перевозки всех российских авиакомпаний сократились соответственно в 4, 11 и 12,5 раза относительно аналогичных месяцев прошлого года. В июле стали заметны признаки восстановления: было перевезено 6,7 млн человек – это всего вдвое меньше июля 2019 года, пишут «Ведомости».

Всем авиакомпаниям России и мира из-за ковида требовалась финансовая помощь извне: доходы перевозчиков почти обнулились, а существенная часть расходов сохранилась, прежде всего на зарплаты, на часть лизинговых платежей, на оплату топлива и услуг аэропортов для оставшихся рейсов. «Аэрофлот» покрыл кассовые разрывы кредитами коммерческих банков, увеличив долг перед банками на конец июня на 48,5 млрд рублей до 64,4 млрд рублей, или в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Но из полученных в банках 48,5 млрд рублей «Аэрофлот» на покрытие кассовых разрывов в первом полугодии направил примерно 22 млрд рублей, а 26,4 млрд просто положил на свои счета в банках, следует из его отчётности. «Аэрофлоту» было бы сложно или даже невозможно отдать кредиты, взятые на погашение кассовых разрывов, за счёт операционной деятельности: рынок восстанавливается очень медленно, а перевозки и до коронакризиса были низкомаржинальными.

Вернуть кредиты «Аэрофлот» планирует за счёт средств от продажи собственных акций. Премьер-министр Михаил Мишустин дал в июле распоряжение Росимуществу провести допэмиссию «Аэрофлота» с условием, что государство должно сохранить пакет национального перевозчика не меньше нынешних 51,17%. Совет директоров «Аэрофлота» рекомендовал акционерам выпустить и продать 1,7 млрд акций – такой пакет на тот момент стоил 139 млрд рублей, сегодня по котировкам на Московской бирже он стоит 137 млрд. При этом капитализация всего «Аэрофлота» сейчас составляет 89 млрд рублей.

Второе полугодие тоже будет убыточным, так как высокий летний сезон, по сути, потерян, международные перевозки так и не открылись, говорят сотрудник «Аэрофлота» и человек, близкий к руководству компании. Кассовый разрыв в 2020 году может достичь примерно 50 млрд рублей, сказал один из источников «Ведомостей». Потери всё-таки не будут столь велики, второе полугодие не будет таким плохим, как апрель–май, когда всё вообще остановилось, считает второй собеседник.

Ситуация с перевозками развивается хуже, чем мы прогнозировали, говорит ещё один сотрудник «Аэрофлота»: ранее мы рассчитывали на полноценное открытие международных перевозок в августе, затем надеялись на сентябрь, но теперь не ожидаем этого ранее октября. Международные перевозки из России запрещены с 27 марта, в августе были разрешены полёты только в Турцию, Лондон и Танзанию, а также раз в неделю в Женеву.

Предложив акционерам, прежде всего государству, допэмиссию под 140 млрд рублей, компания хочет набрать кэша с запасом, на будущее, утверждают все три собеседника «Ведомостей». Далеко не факт, что одобрят такую, но есть надежда получить одобрение на 70-80 млрд, даже на 100 млрд рублей, добавляют двое из них. Покупать акции придётся государству в лице Росимущества и госкомпаниям в лице Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и банка ВТБ, рассказывали источники «Ведомостей». Росимущество купит столько акций, чтобы сохранить свои 51,17%, остальные будут предложены инвесторам по открытой подписке, а что не раскупят инвесторы, купят РФПИ и ВТБ. С учётом неизбежного роста госучастия в капитале «Аэрофлота» и высокой цены акций большого интереса у инвесторов эта допэмиссия не вызовет, предупреждал человек, близкий к акционерам «Аэрофлота».

«Технически возможна допэмиссия до 1,7 млрд акций, но это не означает, что мы разместим все эти акции. Мы всё ещё думаем над объёмом и примем решение позднее», – заявил на телеконференции заместитель гендиректора «Аэрофлота» Андрей Чиханчин (цитата по Интерфаксу).

Для сравнения: на помощь всем авиакомпаниям правительство выделило 23,4 млрд рублей. Но при действующих правилах распределения вся отрасль сможет получить максимум 15 млрд рублей из этой суммы. При этом 7,9 млрд рублей уже получил сам «Аэрофлот» и его дочерние авиакомпании.

Пресс-служба правительства на запрос «Ведомостей» не ответила.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта