Новости Владивосток

Почти 17% россиян никогда не смогут вернуться к тратам на питание, как до пандемии COVID-19

Почти 17% россиян, опрошенных BCG и «Ромир», никогда не смогут вернуться к тем тратам на продукты питания, которые у них были до пандемии. Ещё 19% потребителей не смогут тратить прежние суммы на одежду, а 36% – на путешествия. Это подтверждает, что граждане готовы к дальнейшему снижению доходов, которое по итогам 2020 года может составить 3-5%, пишет «Коммерсантъ».

Россияне свыклись с тем, что негативное воздействие пандемии на экономику страны будет долгосрочным, поэтому начали оптимизировать свои расходы. Такой вывод можно сделать по итогам совместного исследования BCG и «Ромир» «COVID-19. Срез потребительских настроений: утомлённые карантином».

Нынешнее исследование – второе, аналогичный опрос проводился месяц назад, в разгар режима самоизоляции. Это позволяет понять изменения настроения потребителей. Так, если в апреле 23% опрошенных москвичей заявили, что COVID-19 не повлиял на то, каким образом они планируют покупать продукты питания, то в мае – уже 34%. Для городов-миллионников эти показатели составили соответственно 29% и 41%, для других регионов – 34% и 47%.

«Наше второе исследование показало, что люди утомлены карантином и мечтают вернуться к обычной жизни, – отмечает управляющий директор и партнёр BCG Иван Котов. – Уже в ближайшие месяцы потребители намерены постепенно возвращать свои расходы на обычный уровень».

Так, 35% респондентов планируют вернуться к прежним тратам на продукты питания за несколько недель, 32% считают, что на это потребуется несколько месяцев, 16% – более года. Ещё около 17% уверены, что им никогда не удастся вернуться к прежним объёмам трат на питание.

Что касается расходов на одежду и обувь, то после снятия всех ограничений по самоизоляции 22% опрошенных готовы будут возобновить их через несколько недель, 36% – через несколько месяцев, 23% – только через год. А 19% россиян никогда не смогут позволить себе докарантинные траты на одежду и обувь.

Туризм и рестораны ожидаемо восстановятся позже всех, следует из исследования BCG и «Ромира». Через несколько недель после снятия всех ограничений свои траты на рестораны готовы вернуть на прежний уровень только 15%, а на путешествия – 11%. А вот 33% считают, что им никогда не удастся тратить столько денег на рестораны, как это было до пандемии. Такой сценарий в отношении трат на путешествия не исключают для себя 36% опрошенных.

Путешествия и покупка одежды во все кризисы являются основными статьями экономии, констатирует аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. По его прогнозам, по итогам этого года россияне сократят траты на покупку одежды от 25%, а на поездки – до 70%.

В BCG и «Ромир» выявили такую закономерность: средний класс существенно снижает расходы на путешествия и товары длительного пользования, а более уязвимые слои с низким доходом вынуждены сокращать свои каждодневные покупки.

Причина в опасениях граждан относительно своих реально располагаемых доходов. «Они снижались последние пять лет, затем перешли к стагнации, – отметил Емельянов. – В этом году мы ожидаем очередное снижение на 3-5%, как было в 2015-2016 годах».

В то же время, прогнозирует главный инвестиционный стратег «БКС Брокер» Максим Шеин, падение доходов неизбежно приведёт к увеличению в общих расходах доли обязательных платежей (проценты по кредитам, оплата услуг ЖКХ и налогов): «В России они и так большие, а для значительной части населения (более 15%) станут критическими».


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта