Новости Владивосток

В Приморье выросла доля должников, ссылающихся на финансовые трудности из-за коронавируса

Почти 60% тех, кто в Приморье отказывается платить по кредитам, объясняют это финансовыми трудностями, в основном из-за падения уровня дохода, потери работы или роста цен. В апреле этот показатель резко вырос на фоне пандемии коронавируса. Первыми в группу риска попали обладатели одновременно нескольких кредитов.

По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), в апреле доля приморских должников, которые отказываются платить по кредитам из-за финансовых трудностей, выросла на 8 процентных пунктов и составила около 59%. Из них 45% заявили о падении уровня доходов, 5% - о невозможности справиться со своей кредитной нагрузкой. По 25% должников сетовали на потерю работы или заявляли, что у них недостаточно свободных средств из-за роста цен.

В целом по России доля должников, которые ссылаются на финансовые трудности, выросла с прошлого года на 10 процентных пунктов и сейчас составляет около 60%. Из них о падении уровня доходов заявляют 40%, о невозможности справиться со своей кредитной нагрузкой — 10%. Ещё 30% говорит о потере работы, а 20% - о недостатке свободных средств из-за роста цен.

Сами должники прямо ссылаются на коронавирус и его последствия для своего бюджета. Но по факту, как констатируют в ассоциации коллекторов, лишь в единичных случаях – не более 1% - пандемия стала мощным фактором, негативно отразившимся на должниках.

В ассоциации коллекторов считают, что события последнего месяца оказали влияние на платежеспособность населения. Первыми в группу риска попали заёмщики, имеющие один или несколько необеспеченных кредитов. По статистике, таких клиентов в России на сегодня уже около 28 миллионов человек, то есть порядка 40% от экономически активного населения страны.

Смогут ли они продолжить обслуживать ранее взятые обязательства, покажет время. По прогнозам коллекторов, если поддержка со стороны правительства будет работать, то количество должников, вышедших на просрочку, не должно превысить 5,7 млн человек против 5,2 млн на текущий момент.

Опрошенные РБК крупные банки подтверждают ухудшение платёжной дисциплины российских заёмщиков.

«На текущий момент большое количество клиентов действительно связывают нарушения по оплате кредитов с пандемией. В основном в качестве причин невозможности внести платёж по кредиту называют потерю работы или сокращение дохода», — сообщил представитель Сбербанка.

В апреле всё больше заёмщиков указывали пандемию коронавируса в качестве причины просрочки, отмечает представитель ВТБ. Доля должников, которые ссылаются на потерю работы или отсутствие работы из-за режима самоизоляции, увеличилась по сравнению с предыдущими месяцами на 20–50%, добавил он.

Газпромбанк в апреле зафиксировал рост уровня просроченной задолженности на 0,2 п. п., заявил его представитель. Рост отказов заёмщиков платить по долгам в Газпромбанке считают незначительным и связывают со снижением доходов клиентов и режимом самоизоляции.

Каждый седьмой клиент Промсвязьбанка из уже допустивших просрочку связывает свои проблемы с падением доходов на фоне пандемии, говорит представитель кредитной организации. Но сложности с погашением обязательств начинают испытывать и лояльные клиенты, которые столкнулись с падением или потерей дохода в марте-апреле. «В ходе телефонных консультаций люди рассказывают, что их предприятие приостановило деятельность в связи с ограничениями из-за коронавируса и не все работодатели, особенно в сфере малого бизнеса, сохраняют наёмным работникам даже часть дохода», — добавляет представитель Промсвязьбанка.

По словам замдиректора департамента аналитического менеджмента Росбанка Евгения Сеньковского, причины отказов платить по кредитам не поменялись. Но платёжная дисциплина ухудшается. «Начиная с апреля выросли входы в просрочку по потребительским кредитам, автокредитам и ипотечным кредитам, но говорить о снижении платёжеспособности клиентов <...> пока преждевременно», — замечает Сеньковский.

В апреле количество заявлений о невозможности погасить долг выросло на 17% по сравнению с показателями февраля-марта, говорит руководитель службы по работе с проблемными кредитами банка «Ренессанс Кредит» Анастасия Малкова. «Примерно в 27% случаев заёмщики ссылаются на ситуацию, связанную с коронавирусом, более половины из этих клиентов (66%) говорят о потере работы и снижении дохода. По сравнению с февралём-мартом доля тех, кто называет в качестве основной причины сокращение дохода, выросла на 24%», — оценивает она.

В банке «Хоум Кредит» рост отказов заёмщиков погашать задолженность считают закономерным.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта