Новости Владивосток

Нефть марки WTI ушла в минус — на оптовом рынке начали продавать бензин в убыток

Цены на нефть марки WTI обвалились более чем на 300%, до минус $39,44 за баррель. Одновременно стоимость бензина на российском оптовом рынке упала ниже себестоимости: каждую тонну компании продают с убытком в несколько тысяч рублей. Причина — в выплатах нефтяников в бюджет «в кризисные времена», сообщает РБК.

Стоимость ближайшего фьючерса на нефть марки WTI упала на 315,87%, до минус $39,44 за баррель по состоянию на 21:40 мск. Об этом свидетельствуют данные торгов на лондонской бирже ICE, пишет РБК.

Эксперт Центра энергетики московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко считает, что это беспрецедентный случай для финансового рынка.

«На физическом рынке хранилища не переполнены, и предпосылок для такого пике не было. Вероятно, дальше стоит ожидать разбирательств, почему торги не были остановлены раньше. На физическом рынке вряд ли стоит ожидать продажи нефти за доплату», — считает она.

Ограничения, введённые во многих крупнейших экономиках мира для предотвращения распространения коронавируса, привели к тому, что спрос на нефть упал почти на треть. Падение нефтяных котировок продолжилось, несмотря на сделку ОПЕК+ по сокращению поставок примерно на 10% от мировых объёмов добываемой нефти. Участники соглашения планируют ограничивать добычу до апреля 2022 года в рамках усилий по стабилизации цен. Сделка начнёт действовать в мае.

В то же время на российском рынке нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток, подсчитали эксперты «Аналитики товарных рынков». За неделю с 13 по 19 апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упала почти на 11%, или 4,2 тысячи рублей, и в понедельник, 20 апреля, составила 35,77 тысячи рублей за тонну (в европейской части России).

При этом издержки компаний, которые включают акциз, выплаты в бюджет по демпферу (механизм стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке), НДС и НДПИ, составляют 38,07 тысячи рублей за тонну, сказал РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Таким образом, по его словам, компании получают чистый убыток примерно в 2,3 тысячи рублей на тонну бензина АИ-92.

Топливо подешевело из-за резкого падения спроса. По данным Reuters, объём реализации на АЗС упал уже примерно вдвое (от 30 до 70% в разных регионах). В России растёт число заболевших коронавирусом, из-за чего крупные города несколько недель находятся на карантине, автомобильный трафик упал. Очевидно, что в таких рыночных условиях производители топлива готовы идти на понижение оптовых цен и соглашаются на дополнительные дисконты на бирже, говорит аналитик Сбербанка Андрей Громадин.

Основная причина появления отрицательной маржи на бензин на оптовом рынке — рост выплат по демпферу, говорит главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Если в январе 2020 года он составлял 100 рублей за тонну, то теперь — больше 17 тысяч рублей за тонну. В этом году бюджет впервые заработал на демпфере, за год нефтяники могут перечислить государству 600–700 млрд рублей, оценивали аналитики и Минфин. Это сгладит удар от обнуления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и резкого падения НДПИ при низких ценах нефти Urals (меньше $15 за баррель), объяснял в интервью «Коммерсанту» глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

Низкие цены на оптовом рынке привели к росту маржинальности бизнеса на автозаправках, где цены стабильны и не снижаются. По данным Refinitiv, маржинальный доход АЗС с начала года вырос на 3,8 п. п. до 17,3%. Но с учётом падения реализации удвоились и издержки на литр для владельцев заправок, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. Таким образом, рост маржи в рознице за счёт падения оптовой цены не исправит общую негативную ситуацию для переработки, уверен он.

По данным «Аналитики товарных рынков», ситуация на рынке бензина может начать выправляться уже в мае: многие нефтяные компании планируют дополнительные простои НПЗ, помимо майских ремонтов. Снижение переработки нефти примерно на четверть и активный экспорт нефти и нефтепродуктов сами по себе приведут к сокращению продаж моторных топлив на бирже и поспособствуют росту биржевых цен, указывают эксперты.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта