Новости Владивосток

Зависают, отваливаются, теряются: приморский бизнес столкнулся с маркировкой товаров и кодами DATA Matrix

Повсеместная маркировка потребительских товаров шагает по розничному бизнесу с 2019 года. В текущем году с ней столкнутся в том числе продавцы обуви и медикаментов. В дополнение к маркировке им предстоит пережить еще и смену режима налогообложения из-за ухода ЕНВД. Что делать с остатками товаров, как быть при возвратах и воровстве, каким образом заставить зарубежных производителей клеить российские метки на товар – все это обсудило местное бизнес-сообщество на одной из встреч в Центре развития предпринимательства.

Малый бизнес Приморья сегодня пугает не столько финансовая нагрузка при внедрении маркировки, сколько постоянно меняющиеся и окончательно не выверенные правила игры. Оператор системы цифровой маркировки товаров – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) и дочерний ей «Честный ЗНАК» традиционно предлагают бизнесу искать ответы на свои вопросы на сайте.

Пока «Честный ЗНАК» проводит акцию и генерирует коды DATA Matrix для маркировки бесплатно. Далее стоимость одного кода будет всего 60 копеек, но дороже обойдется бизнесу программное обеспечение и все необходимые устройства считывания.

На запрос VL.ru, сколько приморских компаний уже зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и какое количество электронных меток выдано местному бизнесу, оператор системы по сей день не ответил.

По словам руководителя филиала компании «Тензор» во Владивостоке Марии Мастер, на сайте «Честного ЗНАКа» действительно размещены все инструкции, видео, презентации и порядок продажи всех групп товаров, подлежащих маркировке. Но для рядового предпринимателя эти материалы не понятны. «Мы на собственном опыте убедились, проводя мастер-класс по регистрации в «Честном ЗНАКе» в Уссурийске, система часто зависает. Нам не удалось показательно зарегистрировать в ней предпринимателя. Представителей «Честного ЗНАКа» в Приморье нет, и когда они приедут на Дальний Восток с просветительским турне, неизвестно», – рассказывает Мария Мастер.

Достаточно сложно разобраться и в точных датах – с какого момента тот или иной товар можно будет продавать только при наличии маркировки.

Даты  коды

Напоминаем, в России вводится обязательная маркировка товаров, которая действует для производителей, импортеров и розницы. С ее помощью предполагают бороться с контрабандой товаров и защищать бренды добросовестных производителей. К 2024 году она распространится на всю потребительскую продукцию, а система прослеживания будет единой для России и ЕАЭС. 

С 1 июля 2019 года перестали выпускать немаркированный табак и обувь. С 1 октября 2019 года – лекарства по 12 нозологиям (редким заболеваниям). С 1 декабря – шины, постельное белье, текстиль и парфюмерию.

Продавцам обуви осталось дышать свободно буквально до 1 марта 2020 года. Во-первых, этот бизнес, как Золушка, ровно в полночь должен закончить розничную продажу обуви на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД). Во-вторых, остатки товара магазины смогут продавать только с маркировкой. Даже если предприниматель шьет обувь собственными руками. Таким образом, до вступления в действие запрета бизнесменам надо зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе» и сразу заказать коды DATA Matrix. Приморские предприниматели по сей день не понимают, как работать с маркировкой и что делать с остатками продукции.

До 1 июля 2020 года можно оставаться на ЕНВД и заниматься фармацевтическим бизнесом, после – только с учетом перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН). Из остатков маркированными должны быть только лекарства для редких заболеваний. С обычными медикаментами легче – остатки без маркировки можно продавать до истечения ими срока годности. Однако получать и брать на баланс немаркированные лекарства уже нельзя – это правило относится ко всем препаратам.

До 1 июля текущего года можно продавать немаркированный табак, затем только маркированный. Но до 1 января 2021 года компаниям можно оставаться на ЕНВД.

С 1 ноября 2020 года запрещается производство и импорт немаркированных шин и покрышек. Остатки без кодов можно пускать в розничную продажу до 1 марта 2021 года. После – только с метками, приклеенными даже на остатки.

Текстилем, в том числе созданным руками частных мастеров, до 1 января 2021 года можно торговать без маркировки. Затем придется регистрироваться в «Честном ЗНАКе» и получать коды. На это предпринимателям дают ровно месяц, то есть до 1 февраля 2021 года нужно получить коды и наклеить их на остатки товара.

С парфюмерными продуктами более строгий регламент. До 31 марта 2020 года все участники оборота должны зарегистрироваться в системе. С 1 октября начнется обязательная маркировка парфюмерии, производимой и ввозимой на территорию России, а также передача сведений об обороте товаров в систему «Честный ЗНАК».

DATA Matrix квест

Как рассказали в ходе встречи приморские бизнесмены, на волне ажиотажа они заказали по 500 кодов для обувных остатков, хотя на их балансе оказалось лишь по 100-200 пар. Теперь предприниматели думают, куда клеить эти метки. Ведь каждому из них соответствует конкретный цвет, размер и другие характеристики обуви.

Кроме того, что делать, если клиент пришел сдавать товар в течение двух недель, как положено по закону? Он вполне мог отклеить код DATA Matrix, но отказать в приеме товара продавец не сможет. В итоге предпринимателю придется восстановить метку и вновь нанести на изделие. Какие-то манипуляции, вероятно, придется произвести и при воровстве товаров, что случается в любой розничной торговле.

Остаются вопросы и по порядку распечатки кодов DATA Matrix. Закон не содержит требований, на какой технике и в каком виде он должен быть отпечатан. С одной стороны, сделать это можно и на обычном принтере. С другой – подобное мероприятие превращается в фикцию, так как ручная наклейка знаков будет явно отличаться от заводской.

С подобным браком столкнулся приморских бизнес, занимающийся продажей шин и покрышек. «При транспортировке и погрузке их кидают в 40-футовый контейнер и перекручивают, а потом шины "мотает" в пути. Мы уже столкнулись с такой проблемой. На части шин коды DATA Matrix отклеились. Их, конечно, можно восстановить в системе, распечатать и вновь наклеить. Но кто этот "мегамозг", который придумал столь сложную процедуру маркировки?» – задается вопросом владелец одной из крупных авторозничных сетей Владивостока.

У импортеров дела еще печальнее. Они пока не нашли способа, как заставить китайских производителей наносить наши коды на обувь и другую продукцию из Поднебесной, которая в таком изобилии завозится в Приморье. Сомневаются они и в корейских партнерах. Сможет ли конкретный китайский рабочий выполнить все требования оператора системы? Если произойдет путаница, то через границу будет доставлен неверно промаркированный товар и, соответственно, конечному покупателю он будет продан некорректно. Как делать возврат в подобных случаях – также остается загадкой.

Не менее сложная ситуация и с продажей лекарств. Как замечают владельцы приморских аптек, если раньше нормой была продажа одного пакетика или блистера из упаковки, то теперь простая манипуляция превращается в настоящий квест. Предприниматели в ходе совещания подсказали друг другу, что специальную нумерацию можно провести с единой коробки и «вбить» цену одной пачки.

Остатки не сладки

Контролирующие органы намекают, что не собираются устраивать проверки на следующий день после запуска маркировки. «Мы перешли на иную модель общения с бизнесом и стараемся предупредить возможные нарушения до наложения штрафов», – заметила врио начальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Приморскому краю Наталья Морозова. К примеру, ФНС стала проводить контрольные мероприятия после внедрения ЕГАИС-Алкоголь спустя 1,5 года. В то же время собравшиеся предприниматели вспомнили, как представители Роспотребнадзора буквально на следующий день после запуска системы «Меркурий» пришли и оштрафовали компании, занимающиеся сельхозпродукцией.

Отдельная головная боль для бизнесменов – учет остатков при переходе с ЕНВД на УСН. Товары, приобретенные в период применения вмененки, нет возможности направить на расходы при смене режима налогообложения на упрощенку. Сделать это можно только при переходе на общий режим. Приморские обувщики, которых 1 марта коснется переход с вмененки на упрощенку из-за маркировки, уже схватились за голову.

Наталья Морозова предложила подумать о переходе с ЕНВД на патент. Но в этом случае надо менять и форму деятельности, если единый налог уплачивало ООО. Если предприниматели посчитают, что им выгоден патент, а их направления бизнеса в краевом законе «О патентной системе» не учтены, придется обращаться к региональным законодателям с просьбой расширить перечень видов деятельности.

В любом случае, как прогнозируют эксперты, для конечного потребителя повсеместное введение маркировки приведет к сокращению предложения в рознице, в том числе – от частных мастеров. На этом рынке сумеет выжить сильнейший – кто разберется с системой, сам наладит ее работу в своем бизнесе и переживет неизбежные в переходный период штрафы. Сложный программный комплекс приведет к уходу из маркированной розницы представителей микробизнеса, по крайней мере, до того момента, пока не будут урегулированы правила работы в новых условиях. Помимо этого, издержки на внедрение маркировки могут добавить до 10% к ценам на товары.

Яна Мальцева


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта