Новости Владивосток

Небольшие компании и предприниматели Приморья предпочитают завозить товар из Японии, Кореи и Китая через крупных импортеров

В 2018 году ввозом товаров из-за рубежа в Приморский край в подавляющем большинстве занимались 2263 общества с ограниченной ответственностью и 244 индивидуальных предпринимателя. Но малый и микробизнес постепенно отходит от импорта продукции и старается делегировать эти полномочия более сведущим и опытным собратьям по рынку. Они правильно подбирают коды ТН ВЭД, имеют проверенных контрагентов в странах АТР, сами являются импортерами и порой выполняют функции таможенных брокеров. Проще говоря, многие приморские магазины, специализирующиеся на японских и корейских товарах, сами не являются импортерами. VL.ru выяснял, по каким правилам играют приморские импортеры и готовы ли они отказаться от доллара.

В 2018 году чаще всего ООО и ИП импортировали машины, электрические машины и оборудование, средства наземного транспорта и его части, транспортные средства – 36-44% от всего объема импорта в стоимостном выражении и более 370 000 тонн весом. Продукты (включая мясо, мясные субпродукты, рыбу, овощи, фрукты, орехи и т. д.) заняли 15% импорта, ввозимого приморскими компаниями по стоимости, и 518 000 тонн по массе.

Директор департамента корпоративного бизнеса банка «Приморье» Антон Сабадаш в своих комментариях указывает на то, что предприниматели по-прежнему продолжают импортировать из Японии, Китая, Кореи, Таиланда, Вьетнама автозапчасти, в т. ч. автомобильные шины, детские товары, косметику, стройматериалы, овощи, фрукты, игрушки, посуду, светильники, реже ввозят оборудование.

Странами-лидерами по импорту товаров в Россию через Приморье традиционно оказались Китай ($2,4 млрд), Республика Корея ($382 млн) и Япония ($368 млн). Фактически в равной степени приморские импортеры-компании сотрудничают с Чили, Бразилией, Тайванем, Вьетнамом, Таиландом, Германией, Индией. Индивидуальные предприниматели везут товар также из США, Эквадора, Малайзии. Импорт из стран СНГ занимает совокупно меньшую долю.

Объемы импорта по весу и статистической стоимости находятся на стабильном уровне после спада более чем на треть в 2015 году. По данным ДВТУ, за 2018 год импортные поставки в Приморский край составили в стоимостном выражении $3,8 млрд ($3,5 млрд – за 2017 год), общим весом 1,8 млн тонн (1,9 млн тонн – за 2017 год).

Импортеры и брокеры

В Приморье работают 63 официально зарегистрированных таможенных брокера, из них около 30 региональные, другие являются филиалами московских компаний. В свою очередь ряд приморских таможенных брокеров имеют представительства в Москве и Санкт-Петербурге.

Так, одна из известных приморских сетей «Мегуми» перенесла свой головной офис в Москву, и импортом товаров из Японии для нее, по всей видимости, занимается московская компания – импортер «Мистрал» − дистрибьютор японских товаров в России. Нередко услуги ВЭД, в том числе импорта товаров, предоставляют столичные компании с офисом в башне «Федерация» в Москве, которые имеют свои филиалы во Владивостоке или Находке. Часто они совмещают функции таможенных брокеров.

По словам управляющего операционным офисом «Дальневосточный» Альфа-Банка Юрия Хитеева, больше всего сделок клиенты банка осуществили с компаниями из стран Юго-Восточной Азии. Наибольшее количество договоров было заключено с Китаем, затем следуют Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Япония.

Доллар США по-прежнему остается основной валютой расчета по контрактам импортеров и экспортеров. Однако коммерческие банки проследили и другую тенденцию. Все больше контрагентов заключают договоры в национальных валютах. Растут расчеты в юанях и иенах и корейских вонах и даже в рублях. Приморские бизнесмены также говорят о заключении крупных инвойсов с японскими компаниями именно в иенах, небольшие контракты, напротив, удобнее оплатить долларами США. Директор департамента корпоративного бизнеса банка «Приморье» Антон Сабадаш считает, что клиенты все чаще стали заключать контракты в тайских батах и вьетнамских донгах.

По мнению управляющего Приморским филиалом банка «Открытие» Сергея Михайлюкова, многие азиатские компании постепенно отходят от доллара как валюты расчета, ввиду санкций и нежелания поддерживать определенную политику, возможности проведения прямых транзакций. Удобство расчетов в «своей» валюте тоже играет не последнюю роль.

В последние годы с рынка Приморья ушли те, кто предпочитал «серые схемы». Конкурентов стало меньше, но бизнес, по словам самих предпринимателей, легче не стал.

Руководитель компании «Импорт ВЛ» Ирина Осипенко рассказывает, что компания фактически выступает маркет-плейсом, являясь импортером, также занимается поиском, сборкой и доставкой товара для своих клиентов, а также растаможивает товар для приморских компаний и предпринимателей.

«В Китае у нас есть специалисты, которые занимаются поиском товара, направляются на фабрики, проверяют качество изделий. Замечу, что Китай действительно занимает в нише заказов 90%, далее следует Южная Корея, и совсем немного – другие страны. Подобные услуги особенно интересны для небольшого бизнеса, тогда как крупные супермаркеты в Приморье самостоятельно импортируют товар, а к нам обращаются за таможенным оформлением. В то же время сегодня делаем ставку на консультационные услуги и ориентируем клиентов на то, чтобы свои товары они оформляли как импортеры на собственное ООО или ИП. Это вполне логично. Государство ужесточает требования к компаниям, пользующимися посредническими услугами при ввозе товара, проверяет торговые наценки, складывающуюся себестоимость и т. д.», − поясняет Ирина Осипенко.

Коды ТН ВЭД и декларации соответствия

Приморские бизнесмены рассказывают, что все больше и больше малых предприятий, связанных с импортными поставками, отказываются от своего дела. Тому виной во многом проблемы растаможивания товаров. 

Оксана Павлюк, директор ООО «Сейко» (известного по франшизе как магазин японских товаров Tokutokuya), говорит, что на рынке импорта выжить достаточно сложно: «Наша компания держится в этой нише. Тем более что мы по договору франшизы представляем в Приморье японскую компанию. Наши партнеры часто не могут понять, почему в России такие сложные условия растаможивания товара – куча бумаг и подтверждений. Японцы искренне удивляются, поскольку предоставляют все необходимые лицензии на товары высокого качества. Не меньшая проблема – становления кода для каждого конкретной категории товара. Казалось бы, чего проще − детские резиновые игрушки, но случайная ошибка в определении ТН ВЭД влечет отказ в провозе товара, отдельную проверку. Полагаю, что столь сложная процедура нуждается в упрощении. Мы показываем весь свой товар, готовы платить пошлины в полном объеме, но каждый раз перед приходом товара переживаем настоящий стресс, т. к. впереди его "растаможка". Еще одна проблема возникает с сертификационным центром товаров в Приморье. Часто между специалистами и таможней возникают споры – нужен или не нужен сертификат на конкретный товар, эти коллизии также замедляют процесс и еще больше путают импортеров».

Хотя присутствуют и другие мнения. «За эти годы нас научили работать правильно, и те сложные ситуации, в которые попадали буквально лет пять назад, уже в принципе невозможны − реалии совсем другие. На основании прямых контрактов с японскими и корейскими фирмами мы ввозим товар как импортер самостоятельно, тот же шоколад от Lotte, жевательную резинку, снэки, корейскую косметику. Работа с иностранным контрагентом напрямую позволяет снизить цену по контрактам. В то же время приморской компании стать дистрибьютором конкретного и японского товара достаточно сложно, направо-налево они свои бренды не раздают, поэтому контакты устанавливаются не годами, а десятилетиями», − заметил директор сети магазинов «Японика» Петр Максименко.

«Стараемся после выставок в Китае и Корее заключать договоры не с перепродавцами, а напрямую с конкретными производителями товаров – фабриками и заводами. Это позволяет сделать передвижение товаров в сторону Россию и наши расчеты с контрагентами максимально прозрачными. Сегодня мы всегда можем доказать, что товар имеет реального производителя за границей и соответствует всем требованиям, к нему можно подобрать коды ТН ВЭД и декларации соответствия. Вопросы возникают с оплатой услуг сертификационным центрам, процедуры оформления и испытания завозимых товаров усложнились, цены повысились. Но иначе по закону товар ввезти нельзя. Обычно мы заключаем контракт, например, с китайским контрагентом, самостоятельно или, пользуясь услугами почты, завозим единичные образцы товаров, которые передаем в российский сертификационный центр на проверку. Они их испытывают, буквально разбирают на кусочки, после чего выдают декларацию соответствия. Кроме того, к нам обращаются московские фирмы, поскольку хотят получить товар из Китая, а ехать налаживать контакты и искать добросовестного поставщика самостоятельно сложно. Таким компаниям по договору мы предлагаем уже проверенного контрагента или сами привозим товар», − делится опытом руководитель ООО «Тая» Татьяна Васильева.

ДВТУ также подтверждает повышение дисциплины импортеров, снижаются случаи выявления признаков недостоверного заявления сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров (в 2018 году на 4% меньше, чем в 2017-м). Кроме того, принятых решений об изменении таможенной стоимости товаров в 2018 году снизилось на 20%, что свидетельствует о повышении добросовестности декларантов при заявлении таможенной стоимости товаров. Чаще всего изменяли стоимость на товары позиций 8708 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС): «части и принадлежности моторных транспортных средств», (Владивостокская, Благовещенская, Сахалинская таможни) и 8711 ТН ВЭД ЕАЭС: «мотоциклы и велосипеды» (Владивостокская, Находкинская таможни).

Разумеется, «серый импорт» никуда не делся. Такие субъекты бизнеса неохотно идут на диалог. К примеру, небольшие компании-магазины, которые занимаются реализацией экзотических фруктов из Таиланда, Индонезии, чаще всего завозят свой товар самостоятельно через частных лиц или знакомых, буквально в сумках, заказы у них небольшие, и эти фрукты провозят как бы для личного потребления. Но часто свои заказы получают из-за границы небольшими авиапосылками. Фрукты − товар скоропортящийся, ввозя его официально, надо проходить фитосанитарный контроль. Такие бизнесмены стараются избегать подобных проволочек.

Яна Мальцева


Актуальные новости

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта