Новости Владивосток

Нефтяные компании больше не хотят сдерживать стоимость топлива на АЗС

Крупные нефтяные компании, вслед за независимыми АЗС, заявили о невозможности далее сдерживать рост цен на топливо на розничном рынке. При этом правительство не намерено больше снижать акцизы.

На совещании у зампреда правительства Дмитрия Козака, отвечающего за нефтегазовую отрасль, компании доложили о невозможности сдерживать розничные цены на топливо, сообщают «Ведомости». С ростом оптовых цен нефтяники торгуют розницей себе в убыток, поэтому оставаться «в рамках», указанных правительством, компании больше не хотят.

С июня вертикально-интегрированные нефтяные компании не повышают цены на АЗС – об этом весной они договорились с правительством в обмен на снижение акцизов. Кроме того, правительство обещало им с 2019 года компенсацию за внутренние поставки топлива – это на языке чиновников называется «демпфирующий механизм». Но с сентября нефтяники начали поднимать оптовые цены, чтобы как-то компенсировать убытки от заправочных станций в результате биржевого роста – он составил около 6%. В первую очередь пострадали независимые АЗС: они уже повышают цены. Они хотя и не обещали их сдерживать, но были вынуждены делать это, чтобы не терять клиентов.

Нефтеперерабатывающие заводы в свою очередь опасаются, что завершение налогового маневра ударит по переработке нефти и приведет к росту внутренних цен на сырье. Пока не ясно, как будет работать налоговый маневр, а с 1 января повышается акциз, что неизбежно должно привести к росту цен. Даже предложенные меры поддержки, как сообщают эксперты, не позволяют перерабатывающей отрасли работать на грани рентабельности, говорить же о модернизации в этих условиях не приходится. В законе о завершении налогового маневра предусмотрено экстренное повышение пошлины на топливо, если за месяц мировые цены на нефть выросли на 15%.

Против заградительной пошлины выступает Минфин – она убьет нефтепереработку, особенно независимые НПЗ, заявил директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. Он также исключал возможность новой компенсации нефтяникам за внутренние поставки, поскольку «налоговые и экономические меры стимулирования мы уже исчерпали». У ведомств есть разные предложения, но снижение акцизов на топливо в 2019 году не обсуждается, также отметил он. С января акциз должен вырасти в 1,5 раза до 12 314 руб. за тонну. Это может привести к резкому росту цен на бензин, предупреждала Счетная палата в заключении на проект федерального бюджета.

Сейчас уже прорабатываются ранее объявленные поправки в Налоговый кодекс в части завершения налогового маневра, которые в том числе должны стабилизировать цены на внутреннем рынке, говорят в Минфине. При этом финансовое министерство уверено, что ситуация на топливном рынке не критична. Чтобы не допустить значительного роста цен, предусмотрен демпфирующий механизм.

Сам Дмитрий Козак говорит, что ситуацию на топливном рынке удается держать под контролем. Прорабатываются варианты действий, при которых государство прекратит ручное управление рынком. Козак добавил, что сегодня есть инструмент установления заградительных пошлин на нефтепродукты, чтобы снизить экспортную цену. Правительство обсуждает и альтернативные варианты регулирования топливного рынка – на случай роста цен на топливо выше инфляции.

На совещании также обсуждалась возможность лицензирования экспорта топлива. По словам одного из собеседников «Ведомостей», нефтяникам предполагается выдавать эту лицензию при условии, что они будут поставлять на внутренний рынок определенную долю топлива. По сути, лицензия должна выдаваться всем производителям, но если ее владелец нарушит обязательства по поставкам, то лишится права на демпфирующий механизм, а также логистической надбавки к обратному акцизу, говорит другой.

Нефтяники предлагали в пиковые периоды потребления использовать топливо из Росрезерва, рассказали два собеседника. Сколько там топлива – гостайна. Антимонопольная служба давно предлагает обязать Росрезерв быстро продавать топливо по прозрачной процедуре (сейчас – только по инициативе губернаторов). Еще один участник совещания информирует, что компенсировать пиковые нагрузки можно не только из Росрезерва, но и с помощью создания фонда с участием государства, который мог бы закупать топливо по низким ценам в моменты профицита и продавать в моменты пикового потребления. Так Россия в 1990-х гг. решала проблему со скачками цен на зерно.

Рост розничных цен неизбежен без вмешательства правительства, что связано с ростом НДС и акцизов на нефтепродукты. По этим причинам бензин может подорожать на АЗС на 4,4 рубля за 1 литр, предупреждал правительство в конце августа Российский топливный союз. Нивелировать ситуацию может введение отрицательных акцизов, считают аналитики.


Последние новости

08:40, 13 ноября 2018
Рубрика: Спорт
«Адмирал» проиграл в гостях «Северстали» — 1:2
07:00, 13 ноября 2018
Рубрика: Владивосток
Сегодня во Владивостоке 3…5 °С

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта