Новости Владивосток

Российской экономике требуются нестандартные решения, а не увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо

В 2015-м, если сравнивать с предыдущим годом, объем экспорта нефти и газа из России в страны дальнего и ближнего зарубежья значительно увеличился, однако доходы от поставок намного снизились. Экспресс-информация со статистическими данными опубликована на сайте Федеральной таможенной службы.

По данным ФТС, в 2015 году физический объем экспорта нефти увеличился на 9,4%, газа - на 7,5%. Однако в стоимостном выражении произошло снижение выручки соответственно на 41,8% и 20%.

Если судить по этой статистике, то увеличением объема продаж не удалось компенсировать потери, образовавшиеся в результате падения цен на нефть. Той же нефти в 2015-м было экспортировано 244,485 млн тонн против 223,415 млн тонн годом ранее. Но заработали на ней всего 89,576 млрд долларов, тогда как в 2014 году - более 127 млрд долларов. С газом ситуация аналогичная. В минувшем году Россия поставила за рубеж 185,5 млрд кубометров газа, однако из-за падения нефтяных котировок, вслед за которыми падает и цена на газ, доходы от его продажи сократились с 54,73 млрд до 41,844 млрд долларов.

Чтобы как-то залатать дыру в бюджете, Минфин предлагает повысить с 1 апреля акцизы на бензин и дизельное топливо: на бензин на 2 рубля, а на дизтопливо - на 1 рубль. Министр финансов Антон Силуанов подтвердил это в кулуарах съезда партии «Единая Россия», который проходил в Москве 5-6 января. Причем он не упомянул, что это уже второе в этом году повышение акцизов - с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, до 7,53 руб. за литр, а на дизтопливо - на 20,3%, до 4,15 руб. за литр. Однако министр выразил уверенность, что для автомобилистов топливо подорожать не должно - из-за падения цен на нефть.

По мнению экспертов, министр финансов заблуждается. Возможно, по причине сильного душевного потрясения. В результате ротации руководящих органов партии, которая произошла на съезде «Единой России», Антон Силуанов был выведен из Высшего совета партии, равно как и Дмитрий Ливанов, возглавляющий Минобразования. Чем вызвано жесткое решение членов партии, не сообщается, однако можно предположить, что даже у них переполнилась чаша терпения. Именно эти два ведомства чаще всего критикуют россияне, когда заходит речь о работе правительства.

Проведенное в январе Фондом общественного мнения исследование показало, что большинство россиян признает негативное влияние нефтяного кризиса на экономику страны, а две трети ощутили на себе последствия падения цены на нефть. Бюджет-2016 был сверстан исходя из цены на нефть марки Urals в 50 долларов за баррель, и даже при этом он предполагал дефицит 3%. При нынешних ценах в районе 30 долларов за баррель ситуация намного ухудшается. Сколько нефти и газа надо продать, чтобы ее изменить к лучшему? Как показывает статистика ФТС, чем больше объем продаж, тем меньше цена и доход.

Такой вот заколдованный круг. Разорвать его можно только путем принятия, как ранее выразился тот же Антон Силуанов, «нестандартных решений». Но он говорил о приватизации госактивов, в частности, о «нефтяных компаниях, которые мы сегодня продаем». По мнению экспертов, совсем в неподходящий для этого момент. А следовательно, и результат, скорее всего, будет тот же, что с экспортом нефти и газа. Плачевный для российского бюджета.

Многие эксперты, как в России, так и за рубежом, считают, что хорошим «нестандартным» решением было бы уменьшение странами, добывающими нефть и газ, объемов добычи, что позволило бы повыситься ценам. Но российское правительство и слышать об этом не желает. Справедливости ради надо заметить, равно как и другие страны. Но те хотя бы не собираются распродавать государственные нефтяные компании тогда, когда они стоят дешевле всего.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта