Новости Владивосток

Авторынок замер, но автокредиты продолжают дорожать

Центробанк опубликовал данные о среднерыночном удорожании автокредитов за первый квартал 2015 года. Кредиты на покупку новых автомобилей и машин с пробегом до 1 тыс. км с начала года подорожали в среднем на 5,5%. Если в январе их выдавали под 16,3%, то в апреле – уже под 21,8%.

За то же самое время стоимость автокредитов на автомобили с пробегом свыше 1 тыс. км выросли на 6,9% п. п. и достигла 29,9%.

Помимо удорожания автокредитов выросли и цены на автомобили – в среднем на 30-50% в сравнении с прошлым годом. В результате, как заявил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков, в этом году продажи автомобилей в России могут рухнуть до 1,5 млн. машин. Это уровень 2009 года. В 2014 году в стране было продано 2,5 млн. автомобилей. Если прогноз оправдается, то в стране закроется примерно 1000 дилерских предприятий.

Авторынок переживает уже третий кризисный год. Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей начали снижаться еще в 2013 году (на 5%), падали весь 2014 год (на 10,3%). По мнению многих экспертов, уже первые месяцы 2015 года показали, что тенденция усилится. А спрос на автомобили оживится не ранее следующего года. И это при самых благоприятных обстоятельствах.

Как считают эксперты, госпрограммы по поддержке отечественного авторынка - льготное кредитование, утилизация и увеличение госзакупок могут помочь избежать прогнозируемого катастрофического падения объема продаж на 60%, вместо этого рынок упадет лишь на 15–20%. Но для таких регионов, как Приморский край, Калининградская область и другие, где предпочитают иностранные модели российским, на которые рассчитаны госпрограммы, прогнозировать ситуацию никто не решается. После всплеска спроса на автомобили по старым ценам в конце прошлого года наступило затишье, рынок как новых, так и подержанных автомобилей здесь замер в ожидании. Авторынки и автосалоны опустели – мало автомобилей, которые предлагаются к продаже, еще меньше покупателей.

По опыту прошлых лет, более половины автомобилей в России приобреталось на заемные деньги, которые выдавали банки и МФО. Но на сегодняшний день россияне в общей сложности должны кредитным организациям более 11 трлн. руб., в том числе 730 млрд. руб. просроченных к возврату сумм. Таким образом, в среднем на каждую российскую семью приходится 202 тыс. руб. долга, а на одного россиянина, включая стариков и детей - 80 тыс. руб.

При этом аналитики рынка прогнозируют дальнейший рост просрочки по займам. По результатам опросов, заемщики все чаще ссылаются на проблемы с выплатой заработной платы и финансовые трудности работодателей.

Однако не все так плохо. 1 июля заканчивается отсрочка, которую из-за кризиса и резкого повышения ключевой ставки в декабре прошлого года Центробанк дал кредитным организациям. Согласно закону «О потребительском кредите» регулятор начнет ежеквартально рассчитывать среднее значение полной стоимости кредита по разным видам потребительских займов, включая автокредиты. Банки не смогут устанавливать ставки, более чем на треть превышающие среднее значение по рынку. В какой-то мере это ограничит никем и ничем не контролируемый в настоящее время рост стоимости кредитов на покупку новых и подержанных автомобилей и машин.

Вадим Кучеренко, специально для VL.ru.


Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта