Новости Владивосток

Университеты в Приморье опять уходят на удалёнку

Распространение коронавируса заставляет вузы региона возвращаться на дистанционное обучение — полностью или частично этот формат сейчас используют практически все университеты. Как учебные заведения столицы ДФО готовятся к зимней сессии и поможет ли им опыт весеннего локдауна — в обзоре VL.ru.

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков заявил, что из-за непростой эпидемиологической обстановки уже более 150 вузов страны отправили студентов и преподавателей на дистанционное обучение. Кроме того, глава министерства подписал приказ, по которому университеты на территории Москвы и Санкт-Петербурга должны перейти на удалёнку до 6 февраля 2021 года. Остальным вузам ведомство рекомендует последовать примеру коллег по согласованию с территориальным Роспотребнадзором.

В Приморье практически полностью на удалёнку переходит только Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Остальные вузы на территории края рассказали о приёме зимней сессии в так называемом смешанном формате. Если все студенты будут здоровы, то посетят аудитории очно. Если в группе будут выявлены заболевшие коронавирусной инфекцией, ребята смогут сдать экзамены и зачёты в онлайн-формате.

Первый «удалённый»

Первым в Приморье на практически 100-процентный дистанционный режим с 21 декабря ушёл ДВФУ. Зимняя сессия для студентов пройдёт удалённо. К этому в университете готовились заранее, в том числе с начала осенней сессии предложили такой формат преподавателям в возрасте старше 65 лет.

Актуальным этой осенью оказался весь тот задел, который ДВФУ применял весной 2020-го, работая в Microsoft Teams — программе вполне применимой для проведения лекций и демонстрации презентаций. Присутствовать онлайн студенты могут как на видеосвязи, так и подключиться лишь к аудиовещанию.

Весной и летом на лекциях и семинарах студенты в полной мере присутствовали удалённо. Многие на зимних каникулах или позже, в мае, разъехались по домам. Также поступили и некоторые руководители департаментов, отправившись, например, в Якутск, и оттуда общались со своими коллегами, созывая заседания кафедр. Дистанционно в ДВФУ проводили также закрытие сессии и защиту дипломных работ.

Ориентировочно с октября в федеральном университете на Русском острове появились очаги COVID-19 среди студентов и преподавателей, хотя меры безопасности, предписанные Роспотребнадзором, вуз соблюдал — повсеместно были доступны санитайзеры, обязателен масочный режим, в кампусе установили дезинфекторы воздуха.

Как рассказывают студенты крупнейшего университета Дальнего Востока, если в группе кто-то заболевал коронавирусом, молодых людей отправляли на двухнедельный карантин, и ребята учились удалённо. С октября по декабрь ряд направлений обучения в ДВФУ по 4-5 раз направлялись на самоизоляцию, хотя не переставали учиться дистанционно.

Через WeChat в Moodle

Коллеги по образовательному рынку пока не подхватили у ДВФУ эстафетную палочку полной удалёнки. Большая часть вузов Приморья применяет смешанную форму обучения: студенты посещают лабораторные занятия с учётом всех мер предосторожности, а лекции чаще всего слушают онлайн.

«Если говорить о предстоящей сессии, то для студентов очной формы обучения у нас уже несколько лет экзаменационные сессии не проводят. Текущая аттестация - по балльно-рейтинговой системе. Для студентов не дневных форм обучения зимние сессии будут организованы с применением электронных средств обучения (ОС Moodle) и в дистанционном взаимодействии преподавателей и студентов», - замечает начальник отдела информации и рекламы ВГУЭС Лариса Прохорова.

Доктор экономических наук, советник ректора ВГУЭС по информатизации Владимир Крюков, комментируя разнообразие программ, которые пришлось применять во время дистанционной учёбы, рассказал, что известный многим Zoom «взлетел» (стал столь востребованным у образовательных курсов) потому, что у него наиболее простой способ создания виртуальной комнаты и подключения большого количества людей. Но в рамках университета Zoom оказался не очень удобен, так как программу практически невозможно связать с информационной средой вуза. Что нельзя сказать о Google meet или Adobe connect – обе эти программы смогли интегрировать в информационную систему ВГУЭС, донести все изменения по вебинарам и трансляции до студенческой и преподавательской аудитории.

«Полную интеграцию удалось сделать всего за пару-тройку недель. Установить интернет-связь с китайскими студентами оказалось наиболее проблематично: все интернет-коммуникации идут через Москву, а там через Нидерланды. Такие сложности возникают потому, что местным провайдерам невыгодно строить сети с завязкой на Китай. Специально для студентов из соседней страны мы подключили программу Tensent VooV, разработанную компанией, владеющей WeChat», - объясняет Владимир Крюков.

По его словам, ситуация, с которой пришлось столкнуться университету весной, была легче по сравнению с нынешним положением вещей. В новом учебном году вузу приходится проводить гибридное обучение – российские студенты ходят на лекции, а иностранцы остались в своих странах - в Лаосе, Узбекистане, Китае.

Медики — на посту

Проректор по стратегическому развитию и академической политике ТГМУ Ирина Черная отмечает, что медуниверситет применяет все рекомендации Роспотребнадзора. В дистанционный формат обучения переведён ряд лекций, которые читают преподаватели в возрасте старше 65 лет. В удалённом режиме проводят и потоковые лекции, количество студентов на которых превышает 50 человек. Как и многие коллеги по образовательной сфере, в медицинском университете применяют систему Moodle. Кроме того, в соответствии с ФГОС студенты-медики, а также их преподаватели имеют доступ к Единой информационной среде (ЕИОС). В рамках личных кабинетов они получают доступ к базе знаний и задания от преподавателей и прочее.

«Обкатка» удалённого формата обучения в ТГМУ проходила и в прежние годы на основе внутренних образовательных грантов, которые разрабатывали преподаватели. Однако о переходе на обучение в 100-процентном дистанционном режиме в медуниверситете пока речи не идёт. В профессорской среде сохраняется мнение, что хорошего врача удалённо научить невозможно. Помимо этого, сегодня студенты медицинского вуза во Владивостоке стоят плечом к плечу со своими старшими коллегами, отражая атаки коронавируса. Практика старшекурсников проходит непосредственно в медучреждениях города. Разумеется, в случае заболевания начинающие доктора уходят на самоизоляцию и продолжают учиться дистанционно.

О полной удалёнке в ТГМУ можно говорить лишь в отношении иностранных студентов: с начала года они подключены к вебинарам через специальный плагин Big blow button в системе Moodle. Сложнее всего оказалось наладить связь с индийскими студентами: у них на родине, как ни странно, сложности с английским языком, а также обеспечением компьютерной техникой.

Как будет организовано обучение в ТГМУ в следующем семестре — полностью дистанционно или в смешанном форме — пока сказать сложно.

Моряков обучают очно

Проректор по стратегическому развитию и информатизации Дальрыбвтуза Павел Пастухов также рассказал о применении смешанного вида обучения в вузе в ходе подготовки специалистов. Однако основная программа здесь проводится в обычном режиме. Для отраслевого вуза необходимо закрепления знаний на тренажёрах, а в удалённом формате сложно научиться управлять судном. Разумеется, в случае заболевания кого-то из студентов группы переводятся на дистанционный режим обучения с положенной самоизоляцией на 14 дней.

Подобный подход к обучению будущих мореходов подтвердила и Елена Жилина, проректор по образовательной деятельности Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского.

Настоящих капитанов сложно научить держать курс вдали от судна. Российские ребята вместе с иностранными студентами по возможности присутствуют именно на очных занятиях с соблюдением масочного режима. В то же время в вузе, занимающемся подготовкой судоводителей, активно используют собственную электронную программу обучения LMS в рамках уже известного Moodle. Для проведения дистанционных лекций в МГУ им. Невельского применяют российскую программу Webinar, которая позволяет вести занятия в режиме реального времени.

Крупнейший рыбохозяйственный университет Дальнего Востока также предоставил студентам доступ к ЕИОС, которая позволяет поддерживать все необходимые коммуникации, даёт доступ к необходимой литературе.

Одновременно в Дальрыбвтузе тестируют ОС Moodle и учебные сервисы Mail.ru, но дистанционные занятия проводят в привычном для многих Zoom. Иностранные студенты, 90% из которых — граждане КНР, обучаются полностью в онлайн-формате с начала года, даже если физически они находятся во Владивостоке. Первое время для проведения лекций пытались использовать известные китайские мессенджеры, однако интерфейс на китайском языке осложнял работу преподавателей. К тому же, например, Badu не может формировать онлайн-группу более 10-12 человек. В этом случае Zoom для коммуникации с китайскими студентами стал наиболее приемлемой программой.

По словам проректора МГУ им. адм. Г. И. Невельского, в мореходном вузе сейчас идёт подготовка решения об организации зимней сессии. Хотя пока действие балльно-рейтинговой системы позволяет выставить большинство зачётов и экзаменов в удалённом формате — по итогам работы студентов во время сессии.

Напомним, с начала весны всем вузам было рекомендовано перейти на дистанционное обучение. Университеты в Приморье оказались к этому не подготовлены, как и студенты, привыкшие к контролю и живому общению с преподавателями. Осваивать дистанционный формат студентам и преподавателям пришлось в форс-мажорных условиях. У одних вузов электронная система уже была, но использовалась редко, у других — фактически отсутствовала такая практика. Технологии внедрялись и обкатывались на ходу, а «поколение гаджетов» на деле оказалось не готово полностью уйти в онлайн-обучение.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта