Новости Владивосток

До 5% арендаторов в торговых центрах Владивостока покинули рынок, остальных поддержал накопившийся за время самоизоляции спрос

После снятия части коронавирусных ограничений в крупнейших торговых центрах краевого центра наблюдают не только увеличение количества посетителей, но и рост среднего чека. Люди не просто приходят «позевать», но и сделать покупки. Отложенный спрос, накопившийся за время самоизоляции, поддержал розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами, а также сферу услуг. Однако часть торговых точек всё же закрылась навсегда — их площади в ТЦ пустуют. Представители торговых центров Владивостока говорят, что после самоизоляции их стены покинули в основном арендаторы, перед которыми и раньше стоял вопрос ликвидации своего дела.

Бизнес выдержал

Часть ограничений для торговых точек площадью до 400 квадратных метров была снята ещё в конце мая, позже смягчили карантин и для остальных магазинов и салонов. Тут же к продавцам одежды, обуви и аксессуаров выстроились очереди, хотя количество новых случаев коронавируса в регионе оставалось высоким. Накопленный потребительский спрос оказался сильнее страхов заболеть, что поддержало розничную торговлю после нескольких месяцев изоляции.

«Ситуация в нашем торговом центре существенно отличается от ситуации на рынке торговой недвижимости во Владивостоке. По нашим оценкам, арендаторы торгового комплекса пережили коронакризис с наименьшими потерями. Трафик уже полностью восстановился в июне, а в июле и августе наблюдается рост по отношению к показателям посещаемости прошлого года. Вместе с этим мы фиксируем и рост покупательской активности, также увеличение конверсии (рост стоимости средней покупки)», - говорит коммерчески директор ТВК «Калина Молл» Кристина Бабкина.

С точки зрения руководителя коммерческого отдела ООО «Меридиан Девелопмент» (ТРЦ «Черёмушки») Андрея Бирюлина, операторы торговли нелегко пережили это время: «Мы, со своей стороны, старались помогать путём снижения арендной нагрузки (хотя аренда - это лишь одна из статей затрат). Также небольшую поддержку оказал всплеск покупательской активности, последовавший после открытия магазинов».

Управляющий ТРК «Седанка Сити» Сергей Арбузов пояснил, что центр не закрывался и во время ограничений – здесь находятся организации, работа которых была определена для региона как стратегически важная в текущих условиях. Так, торговый трафик гипермаркета «Самбери» в период ограничений был выше, чем в обычное время, сейчас он вернулся к прежним цифрам.

«Что касается общего покупательского трафика, то сейчас он практически восстановился до докризисного уровня, особенно это показал август: необходимость вернуться в школу никто не отменял, и ТРК поддержал арендаторов маркетинговой активностью. Кроме того, сказался фактор отложенного спроса: люди соскучились по примеркам, покупкам, запахам и вкусам», - высказывает мнение Сергей Арбузов.

«Благодаря местоположению, концепции и изначально грамотно подобранному пулу арендаторов, фактически усиливающих друг друга, арендаторы торгового центра «Надежда» пережили и вышли из коронакризиса в режим роста товарооборота. Федеральные сети одежды, обуви, бытовой техники и электроники помогают генерировать трафик и более мелким магазинам. Большим спросом у нас пользуются сервисные услуги – это важно для аудитории «спального района». Покупательский трафик в ТЦ не просто вернулся к показателям, но уже и превысил их», - констатирует управляющий ТЦ «Надежда» Михаил Потибенко.

… но не весь

«Массового исхода арендаторов из ТРЦ «Черёмушки» не произошло. Случались отдельные расторжения, но, в основном, это были небольшие местные арендаторы. Нельзя сказать, что какое-то направление пострадало больше других. Кого-то подкосила неопределенная ситуация, для других самоизоляция стала последним толчком на пути к решению, на которое предприниматели до этого не решались. Но с подавляющим большинством арендаторов мы нашли точки соприкосновения в рамках обоюдно приемлемых взаимоотношений в сложившейся ситуации», - говорит Андрей Бирюлин.

По мнению Сергея Арбузова, для торгово-развлекательных центров режим ограничений дал возможность в какой-то степени пересмотреть и скорректировать пул арендаторов: более слабые игроки ушли. В то же время в ТРЦ сейчас готовится открытие некоторых крупных игроков, в том числе на больших площадях. Таким образом, в торговом центре ожидают, что эта стратегия сработает в плюс к новогоднему периоду. Заходят новые арендаторы в новые ниши, в том числе, представители федеральных франшиз.

«Уровень ротации за период действия ограничительных мер составил 5%. Мы вынуждены были расстаться с теми арендаторами, которые и в докризисные времена испытывали трудности. Вместе с тем, на сегодняшний день уровень заполняемости торгового центра арендаторами по-прежнему максимальный», - замечает Кристина Бабкина.

Ушли из торгового центра салоны украшений и оптики, парикмахерский магазин, салон связи, который в принципе переформатирует свою деятельность, - по большому счёту, это все те, кто испытывал сложности и до закрытия центров в связи с самоизоляцией.

Практически все представители торговых центров подтверждают, что у модных бутиков с обувью и одеждой возникали проблемы со спросом ещё до пандемии коронавирусной инфекции. Индивидуальные предприниматели не смогли перебить федеральные сети сегмента massmarket, которые так активно зашли на рынок Владивостока. Например, стены ГУМов покинули в основном местные ИП, представляющие так называемый fashion-ритейл.

Ставки удержались от роста

По словам Андрея Бирюлина из ТРЦ «Черёмушки», глобального изменения арендных ставок в торговых центрах Владивостока не произошло. Да, все арендодатели в меру своих возможностей шли на уступки во время пика кризисной ситуации. В отдельных сегментах, на которые до сих пор распространяются ограничения, изменения всё ещё присутствуют. Но основной современный тренд изменений во взаимоотношениях между продавцами и торговыми площадками — это продолжение перехода местных арендаторов на оплату, исходя из товарооборота, ранее были фиксированные платежи.

Коммерческий директор АО «Владивостокский ГУМ» Карина Селезнёва заметила, что со всеми арендаторами старейшей сети владивостокских универмагов руководство нашло взаимовыгодное решение по выходу из коронакризиса на период закрытия ТЦ. Цены на арендуемую площадь в некоторых случаях были снижены на 20-30%.

«Что касается арендных ставок, то мы шли навстречу арендатором, работали в индивидуальном порядке, в некоторых случаях это действуют графики рассрочки платежей. Сейчас речи о снижении арендных ставок нет. Задача ТРК — обеспечить рост трафика, в том числе за счёт новых предложений и маркетинговой активности», - убеждён Сергей Арбузов.

Председатель Клуба деловых людей Людмила Тыщенко называет ситуацию на рынке аренды в торговых центрах стабильной. Арендодатели, не смотря на повышение курса доллара, в большинстве своём не увеличивали арендную плату. Это вполне логично, так как наш рынок сформирован в рублях. У предпринимателей, затянувших потуже пояс из за COVID-19, сейчас нет средств на оплату повышенной аренды. Более того, многие задумались о том, чтобы сократить расходы и занимаются поиском более дешёвых арендных предложений. Пониженный спрос не способствует расширению и развитию бизнеса. С учётом ожидания второй волны коронавируса спрос вряд ли восстановится в ближайшее время. А это будет означать ужесточение контроля за расходованием средств предприятий.

В сети магазинов галантереи и аксессуаров в устной беседе корреспонденту VL.ru заметили, что никаких очевидных изменений в условиях аренды или ценовой политике для арендаторов со стороны торгового центра Clover Housе не произошло. Всё, как говорится, вернулось на круги своя. В то же время торговые ряды покинули бутики, занимавшиеся продажей одежды.

Ювелирный магазин, лишь недавно появившийся в Clover House, никаких изменений не заметил. А вот в ТВЦ «Калина Молл» съехали их коллеги по цеху, например, Sunlight, чьи клиенты часто заходят к конкурентам в поиске полюбившегося бренда.

В ТЦ «Игнат» никто из бизнесменов не покинул свои магазины. Там до сих пор предоставляют рассрочку по аренде, хотя, вероятно, последний месяц. Как рассказали в салоне одежды Piccadillie, стоимость аренды квадратного метра не выросла и осталась аналогичной той, что действовала в допандемичный период.

Предприниматели в ТРЦ «Дружба» не заметили, что их коллеги покинули свои бутики.

«Абсолютно все на местах и продолжают работу», - рассказали корреспонденту VL.ru в одном из салонов мобильной связи, располагающемся в этом центре.

По словам владелицы торговой сети аксессуаров для путешествий BaGaЖ Эльвиры Шелковниковой, цены за аренду квадратного метра в ТЦ «Авангард» остались на том же уровне, что и до закрытия, связанного с самоизоляцией. Во всех торговых центрах появилось много свободных площадей. И конечно, в первую очередь, это коснулось розничной торговли одеждой, обувью и аксессуарами.

«У нас не было никаких скидок и каких-либо других льгот от арендодателя. Пришлось платить аренду на протяжении всех «запретительных месяцев». Сейчас повышения не видим», - сказали арендаторы из творческой среды, которые снимают помещения в развлекательных центрах Владивостока. – Есть коллеги, которые не смогли удержать за собой свои залы, пришлось съезжать, так как владельцы помещений не шли на уступки, а работать было запрещено. Творческим студиям было вообще очень не просто, так как цена арендуемых ими залов во Владивостоке часто немалая, порядка 100 тысяч рублей в месяц. Если бы правительство страны или края признали бы ситуацию официально карантином, то можно было говорить о скидках или арендных каникулах. А так, хотите изолируйтесь, хотите нет, это ваше дело».

В ТЦ «Первая Речка» некоторые бутики пустуют, но со временем и это место занимают новые предприниматели. За то все кабинеты, сдававшиеся под офисы, не поменяли своих хозяев, ведь эти площади и стоят гораздо меньше. Тогда как аренда торговой точки вполне может доходить до 100 тысяч рублей в месяц.

«Все наши соседи на месте. Пусть некоторые образовательные кружки ушли в онлайн, но сотрудники приходят на рабочее место и составляют курсы, ведут занятия дистанционно», - рассказали предприниматели, соседствующие с «развивашками».

Современный ритейл в раздумьях

В комментариях о том, насколько сегодня бизнес выправился после отмены большинства карантинных мер, Андрей Бирюлин подчеркивает, пройден только этап полного закрытия предприятий торговли и услуг. До сих пор под существенными ограничениями или полным закрытием находится большинство предприятий, связанных с досугом. Кинотеатры не могут заработать в полном объёме, развлекательные центры всё ещё закрыты. Общепит хоть и открылся, но нельзя забывать, что рост количества заведений обеспечивал, в том числе, и въездной туризм, которого на неопределенный срок совсем не стало.

Пандемия и режим самоизоляции изменили и мир современного ритейла. Сергей Арбузов видит таким его идеальное сочетание: после возврата онлайн товарооборот таких арендаторов вырос – некоторые уже значительно превысили докризисные показатели. На тех, кто сориентировался и максимально эффективно наладил онлайн-продажи, четко выстроил каналы коммуникации со своими покупателями. На таком бизнесе кризис практически не сказался. Хорошо себя чувствовали аптеки, косметические бренды, магазины товаров для дома – этому способствовал режим самоизоляции. Есть неудовлетворённый отложенный спрос на развлечения - детские и взрослые.

Налоговая фиксирует исход

Несмотря на небольшие потери среди арендаторов помещений в торговых центрах, реестр малого и среднего бизнеса (МСП) в Приморье убывает с каждым месяцем. На 1 сентября текущего года количество субъектов такого бизнеса в реестре сократилось до 84 162 предприятий.

Динамика числа представителей малого бизнеса Приморья (именно в этом секторе, как правило, трудятся бизнесмены, арендующие помещения в ТРЦ) показывает более пессимистичную картину. С налоговых радаров с начала года уже исчезли 4250 малых компаний и индивидуальных предпринимателей. Хотя по итогам мая наблюдался всплеск регистраций, а число малых и средних предприятий тогда достигло 89 555.

Специалисты объясняют такие цифры срочной сдачей отчётности для включения в реестр и надеждой предпринимателей получить поддержку через федеральную налоговую службу - те самые 12 100 рублей, которые выделяли на субсидии самим учредителям компаний и их персоналу. Если следовать этой логике, как только такая поддержка закончилась, или не была оказана, бизнес вновь ушёл с рынка.

Яна Мальцева


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта