Новости Владивосток

Роспотребнадзор раскритиковал идею ваучеров вместо денег за отменённые рейсы

В случае принятия постановления о легализации ваучеров за отменённые рейсы риски бизнеса будут перекладываться на пассажиров, пишет РБК со ссылкой на заявление Роспотребнадзора. Ваучер не гарантирует, что клиенту вернут средства даже через три года.

Роспотребнадзор отказался согласовать подготовленный Минтрансом проект постановления правительства о легализации ваучеров, выдаваемых в качестве компенсации за отменённые авиарейсы вместо возврата денег. По мнению ведомства, в этом документе не учитываются гарантии для пассажиров.

Об этом говорится в письме заместителя руководителя Роспотребнадзора Михаила Орлова, которое он направил 27 мая в Минфин, Минэкономразвития и Минтранс. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием документа. Представитель Минтранса подтвердил получение обращения.

В начале мая для помощи в первую очередь авиаперевозчикам, пострадавшим из-за отмены полётов и сокращения пассажиропотока в условиях пандемии, правительство предложило легализовать ваучеры, разрешив авиа-, железнодорожным и водным перевозчикам не возвращать пассажирам деньги за билеты на несостоявшиеся рейсы. Ваучер может давать право как на будущую поездку, так и выражаться в начислении на личный счёт пассажира эквивалента денег, который можно использовать в будущем. Изменения в договор с клиентом планируется разрешить вносить только в условиях чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения или режима повышенной готовности. Для этого предлагается внести поправки в законодательство, в том числе в Воздушный кодекс. Конкретизировать изменения должно будет постановление правительства.

Подготовленный Минтрансом проект постановления разрешает вернуть пассажиру деньги за отменённый рейс только через три года, если клиент не воспользуется ваучером. Это в значительной степени перекладывает риски предпринимательской деятельности перевозчика на потребителей, предупреждает Орлов.

Замглавы Роспотребнадзора перечисляет и другие замечания:

- Минтранс, разрешая перевозчику изменять договор в одностороннем порядке, отсылает к своему приказу об общих правилах воздушных перевозок. В этом приказе нет положений об одностороннем изменении договора. Перевозчик может лишь поменять самолёт и изменить маршрут, если того требуют правила безопасности полёта.

- Предложение пассажирам выбрать другую дату по уже выбранному маршруту может принуждать клиентов вовсе отказаться от поездки с потерей гарантии полного возврата денег за билет.

- Проект постановления не предоставляет гарантий, что пассажир сможет воспользоваться ваучером, если в течение трёх лет билет подорожает, будут отменены рейсы по направлению или в случае банкротства перевозчика.

- Нет экономических обоснований срока в три года, в течение которого перевозчики могут не возвращать деньги пассажирам.
Для «избежания критики» постановления в будущем Орлов порекомендовал Минтрансу и другим профильным ведомствам отразить в документе все возможные гарантии для пассажиров по исполнению авиакомпаниями обязательств.

Источник РБК в отрасли, знакомый с руководством нескольких крупных авиакомпаний, не согласен с утверждением Роспотребнадзора, что ваучеры перекладывают предпринимательские риски на потребителя. По его мнению, чрезвычайную ситуацию нельзя считать предпринимательским риском.

«Это форс-мажор. Предпринимательские риски зависят в первую очередь от самой компании. Как можно просчитать эпидемию?» — недоумевает он.

Ранее против инициатив Минтранса выступил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он предлагал в случае, если авиакомпания не может предоставить пассажиру право выбора — возврат денег или ваучер, — разрешить передавать право на сертификат третьим лицам, в том числе железнодорожным перевозчикам. Также глава ФАС рекомендовал разрешить властям выкупать ваучеры у пассажиров.

Не дожидаясь принятия отдельного документа, авиакомпании ещё в конце марта стали выдавать ваучеры в качестве компенсации за рейсы, отменённые из-за распространения коронавируса и запрета на полёты за рубеж.

Во Владивостоке сотни клиентов «Аэрофлота» массово идут в офисы авиакомпании для оформления ваучеров за неиспользованные билеты из-за отмены рейсов, вызванной COVID-19. Люди стоят в очередях, несмотря на введённую в пилотном режиме систему оформления сертификатов через интернет.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта