Новости Владивосток

Тенденции и проблемы развития современного искусства в городах России обсудили участники Владивостокской биеннале (ФОТО)

Во вторник, 26 сентября, в галерее современного искусства «Арка» (Светланская, 5) во Владивостоке прошла дискуссия на тему «Современное искусство как городское событие». Профессионалы в области культуры и искусства обсудили тенденции и проблемы развития этого направления. Дискуссия положила начало образовательной программе Владивостокской международной биеннале визуальных искусств.

Куратором мероприятия выступила старший научный сотрудник Московского музея современного искусства Ирина Сосновская. Она показала различные модели биеннале, которые существуют в России. Речь шла о Красноярской музейной биеннале, Московской биеннале современного искусства, Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге.

«Общество ждет от биеннале каких-то новых возможностей для молодых художников, той концентрации художественных событий, которые дадут возможность молодым людям задуматься о том, что не всегда нужно уезжать из родного города, а стоит работать на местах», – сказала Ирина Сосновская.

Во время дискуссии обсудили и Владивостокскую международную биеннале визуальных искусств. Как рассказала куратор биеннале Юлия Климко, организаторы стремились найти куратора для основной программы именно из портового города. Таким куратором стала Сян Липин.

«Когда мы обсуждали с Сян Липин, что будет интересно городу, она решила сделать акцент на том, что объединяет всех людей, независимо от их национальности и культуры. Она выделила проект «Правила игры», где речь идет о взаимоотношениях между людьми, что всегда очень интересно. Вся наша жизнь так или иначе завязана на отношениях и взаимоотношениях», – рассказала Юлия Климко.

Она добавила, что проект, подготовленный Сян Липин, достаточно понятен для всех ценителей искусства и в нем можно почувствовать почву под ногами.

Гости из Московского музея современного искусства отметили высокий уровень подготовки Владивостокской биеннале.

«То, что мы уже успели посмотреть в рамках биеннале, нас поразило, в частности, органикой тех мест, которые выбраны для экспонирования произведений. Тема, которая задана биеннале, – «Морфология порта» – очень интересно поворачивается в работах разных художников, как владивостокских, так и зарубежных», – отметила Ирина Сосновская.

Отметили собравшиеся также проблемы биеннале и всего современного искусства в целом. Так, директор центра современного искусства «Артэтаж» Александр Городний отметил, что принимать участие во Владивостокской биеннале могут мировые звезды искусства. Участники дискуссии затронули проблему недостатка финансирования.

«Никто не хочет вкладывать деньги в молодых художников. Все хотят получить уже готовых, состоявшихся, известных. Но никто не понимает, что для того, чтобы художник стал звездой, ему нужно предоставить элементарные вещи – возможность работать. Потому что время, которое люди тратят на зарабатывание денег на жизнь, съедает время, которое они могли бы потратить на творчество. Конечно, в последние годы стали появляться резиденции внутри страны, которые приглашают молодых художников, но, на мой взгляд, их еще очень мало», – сказала руководитель школы современного искусства «Свободные мастерские» Дарья Камышникова.

Она же подняла проблему пассивности молодых художников. По ее словам, молодые люди не стремятся к активной работе, не хотят пользоваться шансом и принимать участие в различных конкурсах, пренебрегают элементарными правилами на этапе заполнения заявок. Согласился с ней и куратор программ Владивостокской международной биеннале визуальных искусств Александр Долуда, который отметил, что искусством необходимо заниматься каждый день.

«Организаторам биеннале необходимо заниматься образовательным процессом для молодежи. Мы должны дать им посыл, что мы открыты, что мы им всегда поможем. Тогда молодые таланты откликаются, и это приводит к взаимному удовольствию. Никогда не нужно забывать нам, опытным людям, о том, что рядом с нами находятся молодые люди, которым необходима помощь», – добавил Александр Долуда.

Как отметили спикеры, несмотря на существующие проблемы, во Владивостоке современное искусство получает свое развитие, при этом опережая многие другие города России.

«Осмысление на хорошем искусствоведческом уровне локальных сцен – это очень важная и значимая задача, в которой Владивосток занимает лидирующее место. Большое значение для художественного процесса во Владивостоке имеет и то, что здесь представлена во многом более полная институциональная система по сравнению со многими другими городами страны. Здесь есть и городской музей современного искусства, и школа современного искусства, а также арт-резиденция "Заря"», – отметила Ирина Сосновская.

Координатор арт-резиденции «Заря» Адель Ким рассказала о том, как их центр продвигает во Владивостоке современное искусство.

«Наша резиденция сконцентрировала свое внимание именно на работе с городом, регионом и Дальним Востоком в целом. Одним из основных критериев отбора заявок молодых художников является ориентированность их проектов на локальный контекст – на работу с культурой, историей, современными практиками. В нашем случае город становится не столько инструментом и не столько объектом исследования, сколько самим полем, в котором происходят события, холстом, на котором создаются проекты», – сказала Адель.

Она продемонстрировала работы молодых деятелей искусства, которые использовали Владивосток как тот самый «холст». К примеру, современный уличный художник Слава ПТРК своими работами обратил внимание на проблемы города.

«Давняя проблема Владивостока – обилие лестниц и отсутствие пандусов. Слава ПТРК рассказал о данной проблеме с помощью стрит-арта – он изобразил детские коляски на одной из лестниц города. Это своеобразный намек на то, что женщина с коляской или не пройдет здесь, или будет подниматься очень долго и мучительно», – добавила Адель Ким.

Подытожила дискуссию выпускница философского факультета МГУ Валерия Рыженкова, которая отметила, что искусство невозможно вне человеческого сообщества.

«Существует мнение, что создание актуальных произведений и истинная питательная среда современного искусства – это город, причем преимущественно большой. Но в ситуации сегодняшнего дня это представление кажется утратившим свою актуальность. Мне кажется, что истинная питательная среда для искусства – это сообщество. Город является лишь местом для встреч того сообщества, которое создает истинное искусство», – сказала Валерия. 

Тенденции и проблемы развития современного искусства обсудили во Владивостоке — newsvl.ru Директор галереи современного искусства «Арка» Вера Глазкова — newsvl.ru В дискуссии приняли участие профессионалы в области культуры и искусства — newsvl.ru Куратор Владивостокской международной биеннале визуальных искусств Юлия Климко — newsvl.ru Приморский художник Игорь Обухов — newsvl.ru Во время дискуссии обсудили направления современного искусства в разных регионах России — newsvl.ru Арт-объект Бориса Матросова «Счастье не за горами» в Перми — newsvl.ru Дискуссия «Современное искусство как городское событие» положила начало образовательной программе Владивостокской международной биеннале визуальных искусств — newsvl.ru
Тенденции и проблемы развития современного искусства обсудили во Владивостоке — newsvl.ru Директор галереи современного искусства «Арка» Вера Глазкова — newsvl.ru В дискуссии приняли участие профессионалы в области культуры и искусства — newsvl.ru Куратор Владивостокской международной биеннале визуальных искусств Юлия Климко — newsvl.ru Приморский художник Игорь Обухов — newsvl.ru Во время дискуссии обсудили направления современного искусства в разных регионах России — newsvl.ru Арт-объект Бориса Матросова «Счастье не за горами» в Перми — newsvl.ru Дискуссия «Современное искусство как городское событие» положила начало образовательной программе Владивостокской международной биеннале визуальных искусств — newsvl.ru
Полная версия сайта