Новости Владивосток

Не только Карлсон! — посол Швеции в России рассказал о бизнесе, коррупции и связях с Владивостоком (ИНТЕРВЬЮ)

Об инвестициях, детской литературе, российской коррупции и мечтах шведов проехать по всей Транссибирской магистрали VL.ru побеседовал с Чрезвычайным и полномочным послом Королевства Швеция в России Петером Эриксоном. На текущей неделе он во главе шведской делегации посетил Владивосток, принял участие в кинофестивале и открытии фотовыставки в галерее «Арка», провел рабочую встречу с представителями мэрии, а после поделился впечатлениями и планами с нашими корреспондентами.

— Нам интересно развивать связи с Владивостоком, – начал нашу беседу мистер Эриксон. – Участвуем в «Меридианах Тихого», в рамках кинофестиваля проводим также в галерее «Арка» фотовыставку «Кафе Лемитц» видного шведского документалиста Андерса Петерсена. Посмотрел на фестивале шведский фильм «Квадрат» Рубена Эстлунда, который получил гран-при в Каннах и заявлен от Швеции на «Оскар». Интересный фильм. Серьезная комедия, но не без юмора.

Сотрудники нашего совета по культуре останутся здесь на целую неделю, чтобы найти местных партнеров, ведь организовывать что-либо из Москвы сложно. В этом году, мы считаем, только начало.

Что касается бизнеса, у меня, конечно, нет пока конкретных предложений. Я все же представитель Шведского государства, а предприятия самостоятельны. Но я могу привезти в Москву свои впечатления отсюда и рассказать о них нашим бизнесменам.

— Какие впечатления привезете?

— Хорошие. Город находится в особой экономической зоне. Мы посетили университет – прекрасные здания, прекрасное место. Мы думаем, что такие направления, как океанология, биология моря для нас будут очень интересны, как и биомедицина. В Швеции биомедицина очень развита, есть возможности для сотрудничества.

— Университет у нас и правда красивый, да и город оставляет приятное впечатление. Но экономически, например, Владивосток может привлечь Швецию?

— Может быть, да. Ваша цель – привлечь в регион производственную промышленность. И не знаю, насколько это интересно шведским компаниям. Наши компании, которые активны на российском рынке – Volvo Trucks, Scania и другие – имеют свои инвестиции в Петербурге, в Подмосковье, поближе к Швеции, так сказать. Конечно, есть дилерская сеть и станции обслуживания по всей России, но вряд ли они приедут сюда с большими инвестициями. IKEA – почти та же история. 60% того, что продают в фирменных магазинах, сделано в России. Например, в Нижнем Новгороде, в западной части страны. Насколько я знаю, у IKEA нет планов доехать до Владивостока. Добрались до Красноярска, там сейчас строятся, но пока это граница для нас.

— Есть еще один прекрасный шведский бренд H&M. Не знаете об их планах по покорению Владивостока?

— Мы это как раз с коллегами обсуждали. Заметили, что Zara во Владивостоке есть, но H&M никто не видел. С директором H&M в России я говорил, у них сейчас больше 100 магазинов. И он утверждал, что они могут расширяться бесконечно. Спрос большой! Я его спрошу. На днях с ним встречаюсь. Конечно, дистрибуция – это ключ ко всему. IKEA все делает через Москву, весь импорт идет через столичную таможню и их экспедиционный центр в Подмосковье – даже для Красноярска. Как это работает с H&M, не знаю.

— В мэрии вы говорили о возможности проведения Дней Швеции в Приморском крае.

— Мы дважды в год стараемся в разных городах организовывать такие Дни Швеции. Это разные культурные мероприятия, выставки, кинопоказы, выступления артистов или оркестра, презентация детской литературы. Приезжают и предприниматели, мы проводим в городе или регионе три-четыре дня. Когда это будет во Владивостоке, не могу сказать, но это – в списке на будущее. Чтобы привезти бизнесменов, надо, чтобы они заинтересовались. Мы всегда спрашиваем их мнения: куда в следующий раз поедем? И можем предложить им Владивосток. Посмотрим, как отреагируют!

— Перед поездкой в Приморье вы наверняка изучали инвестиционный климат нашего региона? Что скажете?

— Ну, для начала я повторюсь, что не могу обещать инвестиции: это дело для бизнеса. Для нас, как посольства, важно присутствовать по всей России. Для этого я посетил крупные города от Красноярска до Владивостока. Новосибирск, Ульяновск, Самару, Ростов-на-Дону, города вокруг Москвы... Мы можем организовывать культурные мероприятия: выставки, лекции, связанные, например, с детской литературой. И, между прочим, детская литература Швеции – это не только Карлсон! Кажется, что шведская детская литература пользуется большим спросом здесь, в России. Есть издательства, которые живут переводами детских книг наших писателей. И будем участвовать в кинофестивале, конечно. Страна у нас сравнительно маленькая, но мы стараемся быть везде. Именно поэтому и ищем партнеров во Владивостоке.

Насчет бизнеса. Мне кажется, что шведские компании на российском рынке работают успешно, они пережили разные кризисы и они устойчивы. Инвестиционный климат в России вообще сложноватый, и это известно. Но шведские компании остаются здесь, потому что рынок интересный и важный. Для Scania российский рынок сбыта – третий по величине.

— В продолжение литературной темы. В детстве я очень любила книгу Астрид Линдгрен про Эмиля из Лённеберги. А что из шведского вы бы посоветовали мне почитать сейчас?

– Детская литература, как я уже сказал, очень популярна. «Петсон и Финдус» Свена Нурдквиста, например, подойдет для шести-восьмилетних детей. На русский переведено около 20 книг, они отлично иллюстрированы. Если говорить о литературе для взрослых – пожалуй, «Вторая жизнь Уве» Фредерика Бакмана, по ее мотивам снят фильм, который выдвигался на премию «Оскар». Не выиграл, но все же. Это очень интересная и смешная книга. Перевел ее сотрудник посольства.

— Как считаете, что самое сложное в нашем рынке? Коррупция, несовершенство законодательства, напряженная политическая обстановка в мире?

— Политическая обстановка, я бы сказал, не сильно влияет. Санкции довольно узко направлены. В каком-то секторе они и мешают, но точно не Scania, Volvo, H&M или IKEA. Коррупция – это действительно проблема. Как и определенная степень бюрократии. Также играет роль импортозамещение, оно создает бюрократические трудности, которые точно не помогают развитию торговли. Компаниям, готовым везти свою продукцию в Россию, сложно найти российские комплектующие должного качества. Даже если они открыты для локализации, то это довольно сложно реализовать на практике.

Что касается H&M, у них дизайн, конструкция образцов одежды делается в Швеции, производство сосредоточено в Бангладеш, немного в Прибалтике, в Турции. Это, кстати, года два назад повлекло за собой определенные трудности. Я искренне удивился, что этой сети нет здесь.

— В России и регионах экономика тесно сопряжена с политикой. А у нас во Владивостоке, например, уже больше года в СИЗО сидит мэр. Вице-губернаторы, директора департаментов края – тоже в СИЗО, кто-то и осужден. Как считаете, может ли такая декриминализация края повлиять на ситуацию с инвесторами?

— Лучше, чтоб коррупционеров сажали, чем чтобы их оставляли на свободе...

— Может, их на должность не брать лучше?

— Ну, это самый лучший вариант, конечно. Но если борьба с коррупцией в крае работает, то это хороший признак для иностранных инвесторов. Коррупция – действительно большая проблема, я бы сказал, по всей России. Есть разные подходы, но в западных и азиатских фирмах участие в коррупционных схемах строжайше запрещено. И в шведских компаниях в том числе. Не знаю – это высокий моральный уровень или страх наказания, но наши фирмы считаются «чистыми», такими вещами не занимаются. Иногда в России им трудно.

— Не привыкли...

— И не хотим привыкать. Я несколько недель назад говорил с одним из русских начальников шведского предприятия. Он рассказал, что есть аукционы, в которых они даже не пытаются принимать участие, потому что заранее знают, что они коррупционны. У них хороший бизнес в других областях, а в этих тендерах не участвуют.

— Мы все говорим, что есть у Швеции, какой вы можете капитал вложить в Приморье. А что бы шведской стороне было интересно получить от России, от Приморского края?

— Например, туризм. Это, конечно, дорога с двухсторонним движением. Но из Швеции сюда путь неблизкий. Мы участвовали в книжной ярмарке в Новосибирске в прошлому году. Северные страны выступали под рубрикой «Тайга начинается в Скандинавии». Это не значит, что у нас есть тигры, конечно! Но природа похожая.

Давайте будем реалистами, большого турпотока из Приморья в Швецию и обратно не будет. У шведов особое, романтичное отношение к Транссибирской магистрали, к недельной поездке из Москвы до Владивостока на поезде. Кажется, что немало шведов это делают. И у многих есть такая мечта!


Валерия Федоренко (текст), Валерия Кузора (фото)

Петер Эриксон заявил, что Швеции интересно развивать связи с Владивостоком — newsvl.ru Много посол Швеции говорил о детской литературе — newsvl.ru Немало шведов мечтают проехать по Транссибу, говорит Петер Эриксон — newsvl.ru Петер Эриксон искренне удивился, что во Владивостоке нет H&M — newsvl.ru Дни Швеции могут пройти во Владивостоке, пообещал посол — newsvl.ru
Петер Эриксон заявил, что Швеции интересно развивать связи с Владивостоком — newsvl.ru Много посол Швеции говорил о детской литературе — newsvl.ru Немало шведов мечтают проехать по Транссибу, говорит Петер Эриксон — newsvl.ru Петер Эриксон искренне удивился, что во Владивостоке нет H&M — newsvl.ru Дни Швеции могут пройти во Владивостоке, пообещал посол — newsvl.ru
Полная версия сайта