Новости Владивосток

В причинах отмены рейсов судна из Владивостока в КНДР разберутся прокуратура и УФАС

Во вторник стало известно о приостановке на неопределенный срок регулярного морского сообщения между Владивостоком и северокорейским портом Раджин. В прокуратуру Приморского края и УФАС направлено несколько заявлений. В истории и причинах этого события попробовали разобраться корреспонденты VL.ru.

О том, что грузо-пассажирский теплоход Man Gyong Bong, чьи заходы в Японию были запрещены после ракетных испытаний Северной Кореи, будет курсировать между Владивостоком и северокорейским портом Раджин, стало известно еще в апреле 2017 года. Предполагалось, что таким образом можно будет наладить оборот грузов между северными провинциями КНДР и портами Южного Приморья. А попутно во Владивосток будут прибывать туристы из КНР, а российские туристы смогут посетить КНДР.

Впрочем, у компании «ИнвестСтройТрест», которая является оператором теплохода, с самого начала возникли проблемы с Морским вокзалом Владивостока (ООО «Владивостокский морской терминал»). Первый визит, который хотели приурочить к празднованию 9 мая, пришлось отложить из-за трудностей согласования графика судозаходов. Договоренность в итоге была достигнута, но количество судозаходов снизилось до четырех в месяц вместо шести, а дату первого захода перенесли на 18 мая. Кроме того, судну было отказано в стоянке возле причала, что сделало невозможным проживание туристов на борту во время нахождения судна в порту.

Когда же судно все-таки пришло во Владивосток 18 мая, оказалось, что в здании Морвокзала обнаружили подозрительный пакет, и территорию отцепили правоохранительные органы, доступ был перекрыт. Тогда на борту Man Gyong Bong находились представители китайских туроператоров, которые захотели лично протестировать маршрут, прежде чем предлагать его туристам.

24 августа взаимоотношения двух компаний перешли в острую фазу. В тот день пассажиры Man Gyong Bong около девяти часов не могли сойти на берег из-за отсутствия необходимого договора между ООО «ИнвестСтройТрест» и администрацией Морского вокзала.

По версии администрации Морвокзала, ситуация была связана с тем, что «ИнвестСтройТрест» отказался от услуг компании-агента «Лига Транзит», намереваясь заключить договор с Морским вокзалом напрямую, минуя посредника. Однако сделать это вовремя компания не успела и, соответственно, капитан порта и Морвокзал не могли разрешить швартовку судна.

Генеральный директор компании-судовладельца «ИнвестСтройТрест» Владимир Баранов прокомментировал ситуацию иначе. По его словам, подобные проблемы имеют место при каждом судозаходе, каждый раз находится причина, по которой судно простаивает на рейде дольше необходимого. На этот раз оказалось, что договор с судовым агентом Морвокзал расторг в одностороннем порядке, а прямой договор с «ИнвестСтройТрест» заключать отказался и объявил о задолженности компании в 1 млн руб. «за услуги пассажирам».

«После переговоров с ио директора и представителями транспортной прокуратуры Приморского края руководство Морвокзала любезно позволило нам швартоваться», – высказался Баранов, отметив, что развитие грузопассажирского сообщения с КНДР идет тяжело главным образом из-за таких ситуаций.

На следующий день, 25 августа, проблемы продолжились, когда судну не разрешили причалить для того, чтобы забрать на борт очередную партию пассажиров и осуществить снабжение. В итоге всем пассажирам пришлось отправиться в КНДР через Хасан и Хунчунь. Расходы взяла на себя «ИнвестСтройТрест».

29 августа руководство компании официально направила генеральному директору ООО «ВМТ» В.А. Нагорному просьбу заключить договор на обслуживание теплохода Man Gyong Bong сроком на один год. А чтобы подкрепить просьбу, обратилась в правоохранительные органы.

В прокуратуру Приморского края было направлено заявление о вымогательстве и коррупции со стороны ООО «Владивостокский морской терминал». Как сказано в заявлении, в тексте договора, который был предоставлен Морвокзалом для подписания, содержатся пункты, прямо допускающие коррупционную составляющую.

Суть первого из них сводится к тому, что с начала судозаходов в мае 2017 года, когда судовым агентом являлась компания «Эрма», счета на оплату услуг за обслуживание пассажиров Man Gyong Bong выставлялись из расчета фактического количества пассажиров на борту. После смены агента, в июне, вдруг выяснилось, что сумма за данные услуги формируется из расчета условной загрузки не менее 80% от полной вместимости судна, которая составляет 200 человек. Вследствие этого и был разорван договор с компанией-агентом «Лига Транзит».

В настоящий момент Морвокзал предлагает производить расчет за обслуживание пассажиров, исходя из 50% пассажирской загрузки теплохода, с чем ООО «ИнвестСтройТрест» согласиться не может. По словам заместителя генерального директора Михаила Хмеля, если действовать по данной схеме, то у налоговой инспекции неминуемо возникнут вопросы из-за оплаты услуг, которые по факту не были оказаны.

Кроме этого, возмущение руководства «ИнвестСтройТрест» вызвали расценки на использование портовой инфраструктуры. Так, стоимость одного метра причала, которую предложила администрация ООО «ВМТ», составляет 100 рублей в час. Получается, что стоянка Man Gyong Bong обойдется примерно 10 тыс. руб. в час. По мнению Михаила Хмеля, расценки явно завышены и предъявляются только для их судна.

Еще один момент, на который следует обратить внимание прокуратуры, по мнению ООО «ИнвестСтройТрест», это использование у.е. (условных единиц) для определения цен на услуги, оказываемые ООО «ВМТ». Стоимость одной у.е. по договору фиксированная и превышает стоимость 1 USD по курсу ЦБ РФ.

Кроме заявления в прокуратуру, была подана жалоба в УФАС по Приморскому краю. В ней указывается на необходимость государственного контроля за деятельностью ООО «ВМТ», которая является монополистом по предоставлению услуг по постановке пассажирских судов к причалам № 1 и № 2, которые арендованы у государства. Руководство ООО «ИнвестСтройТрест» уверено, что арендатор злоупотребляет своим монопольным правом распоряжаться причалами, что усугубляется еще и тем, что данные причалы являются единственными пунктами пропуска через государственную границу РФ в порту Владивостока.

Следствием фактов, представленных в прокуратуру и УФАС, и является приостановление рейсов теплохода Man Gyong Bong.

В беседе с корреспондентом VL.ru заместитель генерального директора ООО «ИнвестСтройТрест» Михаил Хмель отметил, что причины, которые могут обуславливать действия руководства ООО «Владивостокский морской терминал» не связаны только с коммерцией. Речь идет о намеренной дискредитации флага КНДР и страхе попасть под санкции министерства финансов США, как это уже произошло с компанией «ПриморНефтеПродукт». «Очевидно, собственники терминала и администрация «ВМТ» хранят сбережения за рубежом и проводят валютные операции через иностранные банки. И не хотят рисковать», – считает Хмель.

Кроме того, Михаил Хмель отметил, что обслуживание Man Gyong Bong на грузо-пассажирских причалах владивостокского Морвокзала в качестве пассажирского судна просто-напросто мешает ООО «ВМТ». Ведь гораздо выгоднее использовать их в качестве обычных грузовых причалов наравне с другими причалами торгового порта.

«Развивать пассажирские перевозки и туризм в таких условиях крайне затруднительно и невыгодно. В настоящий момент из-за взятых на себя обязательств в связи с отменой рейсов прямые убытки компании составили уже более 10 тыс. долларов, не считая недополученную прибыль», – подчеркивает Михаил Хмель.

Полная версия сайта