Новости Владивосток

Бизнес на плаву: всего три компании решились легализовать прогулки на маломерных судах за первый сезон

По данным ГИМС, на 2017 год в Приморском крае зарегистрировано 38 тысяч маломерных судов. Фактически, это треть яхтенного флота целой Германии. Тем не менее лицензия на право осуществлять коммерческие перевозки маломерными судами на данный момент есть только у трех компаний в Приморье. Почему, несмотря на упрощенную процедуру регистрации, нашлось так мало желающих заниматься легальными прогулочным бизнесом, разбирался корреспондент VL.ru.

В этом году владельцы маломерных судов – яхт, катеров и моторных лодок длиной не более 20 метров и пассажировместимостью до 12 человек – получили возможность использовать их в коммерческих целях. Благодаря поправкам в Постановление правительства РФ от 10 августа 2016 года № 778, был существенно облегчен порядок получения лицензий на осуществление коммерческих перевозок маломерными судами, находящимися в частной собственности.

Теперь маломерные суда не требуется полностью переоборудовать, а лицензию на судно можно получить по сокращенному списку необходимых документов, которые числятся обязательными для иных типов судов.

Администрация края долгое время лоббировала принятия поправок в законодательные акты, понимая, что использование маломерного флота станет существенным подспорьем для туристической отрасли. Тем не менее, по данным Ространснадзора, с 1 января 2017 года только три компании в Приморском крае получили лицензии на право осуществлять коммерческие пассажироперевозки.

Коммерция или личный транспорт

До введения поправок многие снимали суда с учета в ГИМС, продолжая возить людей за деньги в обход уплаты налогов. Теперь же поставить судно на учет, получить номер, пройти техосмотр, а затем снять его с учета будет невозможно. Вескими причинами, по которым яхты, лодки и катера можно снять с учета в ГИМС, теперь считаются утрата судна, его изъятие по судебному решению или продажа.

Сейчас владельцы маломерных судов, стоящие на учете в ГИМС и желающие возить пассажиров на коммерческой основе, обязаны получить официальную лицензию и войти в Морской регистр. Оплата лицензии на пассажирские перевозки обойдется в 7,5 тыс. рублей, еще столько же будет стоить обязательное страхование ответственности и жизни капитана судна.

Обязательным условием для получения лицензии является создание ИП или ООО, что означает дополнительные регулярные расходы в виде налоговых и социальных отчислений. Так, патент для индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров, обойдется в 120 тысяч рублей в год.

Суда, имеющие коммерческую лицензию на транспортировку пассажиров, ежегодно – как правило, перед началом навигации – проходят проверку на наличие достаточного количества спасательных жилетов, а также на необходимость переукладывания спасательно-надувных плотов (ПСН) и исправность радиобуев.

Помимо этого, права, выданные в ГИМС, становятся недействительными, так как в них значится запись «не для коммерческой эксплуатации». Поэтому необходимо будет пересдать экзамен, который стоит полторы тысячи рублей.

Кроме того, теперь не ГИМС, а Ространснадзор будет проверять судовладельцев, получивших лицензии, на предмет перевозки разрешенного количества пассажиров и наличия достаточного количества спасательных жилетов.

Как рассказал корреспонденту VL.ru Дмитрий Лавриш, директор ООО «Восточный лоцман» – одной из компаний, воспользовавшихся новой процедурой оформления маломерных судов, для него перевод катеров на лицензию оказался вполне логичным. Сфера деятельности компании напрямую связана с доставкой на борт больших судов и обратно на сушу лоцманов, сотрудников проверяющих ведомств, транспортной прокуратуры, а порой и больных, которых необходимо эвакуировать с судна.

«Фактически, мы – пионеры в этой сфере перевозок. Процедура перехода катера в коммерческое судно не из дешевых. Судно в любом случае обязано отвечать требованиям российского Морского регистра – то есть, помимо установки необходимого спасательного оборудования для безопасности людей и экипажа, судно должно иметь документацию о постройке, и это главная проблема для приморских мореходов. Один из трех катеров компании – японского производства, и еще на этапе сделки я затребовал всю заводскую документацию на судно у продавцов, перевел ее на русский язык, а это тоже расходы. Поэтому частные лица вряд ли будут тратить столь серьезные средства для переведения небольшого маломерного катера на коммерческую основу. Обычно катера с документами сами по себе стоят недешево», – рассказывает Дмитрий.

Инфраструктура

Стоят ли затраты на переоформление судна и ежегодные отчисления того, чтобы переводить свое маломерное судно на лицензию? Отметим, что морская навигация в Приморье традиционно открывается 15 апреля и заканчивается 1 ноября, что дает всего около 7 месяцев в году на ведение прогулочного бизнеса.

Местная инфраструктура не располагает большим выбором специально оборудованных причалов для безопасной посадки и высадки пассажиров. Так, городские пирсы № 1, 3 и 4 на Спортивной набережной выведены из эксплуатации. Предполагается, что ремонт и управление этими пирсами будут переданы частной компании, но вопрос о том, кто их будет ремонтировать, а затем эксплуатировать, по-прежнему открыт.

Чтобы воспользоваться одним из оборудованных причалов в портах Владивостока, необходимо минимум за сутки оформлять пропуск для согласования движения с другими судами, так как все они находятся в пограничной зоне. Успеть необходимо до 16.00 часов, чтобы выйти на следующий день, иначе придется отложить прогулку еще на сутки.

Муниципальные же причалы в окрестностях Владивостока вообще можно пересчитать по пальцам – на островах Попова и Рейнеке, мысе Песчаном, в бухте Аякс на острове Русском.

Сейчас во Владивостоке насчитывается порядка 10 яхт-клубов, чьими причалами можно воспользоваться – в их числе «Семь футов», «Риф», яхт-клуб в бухте Новик на Улиссе. Но дело даже не в том, что пользование их инфраструктурой стоит денег. Посадку пассажиров на чужие суда там не практикуют, а места для стоянки всегда заняты.

Морская коммерция сейчас

Морскую романтику обеспечит выход на парусном судне вместимостью до 6 человек, который в самый пик сезона в августе обойдется в 10 тысяч, а в выходные – 20 тыс. рублей в день. Сентябрь имеет единый тариф – 12 тыс. рублей в день. Как рассказал владелец яхты, аванс за поездку невозвратный, за исключением тех случаев, когда объявлено штормовое предупреждение.

Яхтсмены соглашаются бороздить море с туристами и по несколько дней, проходя расстояние в 200 миль – например, можно доплыть до Витязя или Аскольда. Предоставлять в аренду яхту на 1-2 часа для ее владельца смысла не имеет – только отход от берега занимает около часа.

Катера можно арендовать на несколько часов, чтобы добраться до ближайших островов. Минимальное время заплыва до островов Рейнеке и Рикорда владельцы катеров на 12 человек капитаны обозначают в 3-6 часов. Час времени оценивается в пределах 3-5 тыс. рублей, а рабочий день, то есть полные 8 часов – 25-30 тыс. рублей. Как максимум, капитаны таких катеров планируют возврат в порт к 20 часам.

«Является ли сфера морских прогулок в Приморье теневой, зависит от смысла, который мы вкладываем в это понятие, – говорит один из опытных яхтсменов. – Владельцы яхт выводить свои суда в легальное поле не будут еще долго. Сейчас деньги переходят из рук в руки, и договоры на коммерческие поездки в большинстве случаев владельцы не предоставляют. Разве что клиентам будет по средствам арендовать "Палладу" или "Надежду" – тут, скорее всего, будет официальная оплата».

Выберут ли судовладельцы легальный, но дорогостоящий путь ведения бизнеса – вопрос. Ведь помимо дополнительных затрат и сложностей в оформлении, организовать регулярные прогулочные перевозки мешает банальное отсутствие необходимой инфраструктуры.

Получается, что именно владельцы судов, предусмотрительно снявшие до нововведений свои яхты и катера с учета и продолжающие катать жителей и гостей города по акватории залива Петра Великого и на острова, останутся в прибыли. А не те, кто выбрал перевод своего судна на лицензию.

Однако самостихийность в данном вопросе может быть недолгой, примерно год-два – до тех пор, пока власти не начнут более тщательно проверять весь маломерный флот через «водное ГИБДД».

Леонид Яскевич (текст)

По данным ГИМС, на 2017 год в Приморском крае зарегистрировано 38 тысяч маломерных судов — newsvl.ru До введения поправок многие снимали суда с учета в ГИМС, продолжая возить людей за деньги в обход уплаты налогов — newsvl.ru Местная инфраструктура не располагает большим выбором специально оборудованных причалов для безопасной посадки и высадки пассажиров — newsvl.ru Пользование инфраструктурой яхт-клубов стоит денег — newsvl.ru Схема расположения яхт-клубов во Владивостоке — newsvl.ru
По данным ГИМС, на 2017 год в Приморском крае зарегистрировано 38 тысяч маломерных судов — newsvl.ru До введения поправок многие снимали суда с учета в ГИМС, продолжая возить людей за деньги в обход уплаты налогов — newsvl.ru Местная инфраструктура не располагает большим выбором специально оборудованных причалов для безопасной посадки и высадки пассажиров — newsvl.ru Пользование инфраструктурой яхт-клубов стоит денег — newsvl.ru Схема расположения яхт-клубов во Владивостоке — newsvl.ru
Полная версия сайта