Новости Владивосток

С чем пришли к нам пермские боги — выставка уникальной деревянной скульптуры открылась в музее имени Арсеньева (ФОТО)

Уже вторая выставка в рамках проекта «Коллекционируя Россию» – «Пермские боги» – открылась в музее имени Арсеньева. 35 уникальных деревянных скульптур из собрания Пермской художественной галереи представлены в залах музея.

«Мы придумали этот проект – "Коллекционируя Россию", – говорит Виктор Шалай, директор музея имени Арсеньева, – чтобы дать возможность жителям Дальнего Востока, в данном случае Владивостока и Хабаровска, увидеть, какие сокровища хранятся в фондах региональных музеев России. Многие наши земляки не имеют возможности побывать и в ведущих музеях страны – в Санкт-Петербурге и Москве, а уж о поездках по России и говорить не приходится… Меж тем именно в региональных музеях часто хранятся такие сокровища русской культуры, которые обязательно нужно увидеть, чтобы почувствовать себя частью огромной страны.

В прошлом году музей представил коллекцию русской национальной одежды, быта и декоративно-прикладного искусства XVII–XIX веков из Муромского историко-художественного музея. А теперь «Пермские боги» продолжат знакомить приморцев с той самобытной частью российской культуры, которая не присутствует на Дальнем Востоке».

История пермской деревянной скульптуры весьма драматична, как и история православной деревянной скульптуры в России в целом. Она знала периоды подлинного расцвета и популярности, а были периоды, когда резные иконы, в отличие от икон на красках, были под строгим запретом – таким образом православная церковь боролась с влиянием католицизма.

«Пермские резные деревянные святые – это удивительный сплав разных культур, – говорит Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи. – Здесь все сошлось вместе: характерные для севера России обращения к резьбе как таковой – мы видим это в северных храмах; очень поздняя христианизация края – в XVI веке Прикамье становится христианским, здесь долго сохранялось язычество; тот факт, что как только Прикамье присоединилось к России, туда начали ссылать заключенных, в том числе чехов, шведов, поляков, и вместе с ними пришла еще и католическая культура, которую народы Прикамья тоже восприняли. Вот такой сплав, конгломерат мы и видим в каждом из образов.

Люди, создававшие эти скульптуры, безусловно, были православными христианами, они принимали все каноны церкви, но представление о церкви как о доме Божьем, они составляли, опираясь на близкие и понятные им образы, пришедшие из древних веков язычества с одной стороны и соседней деревенской улицы – с другой».

Деревянные скульптуры Христа, Николы Угодника, Девы Марии, ангелов и многих других христианских святых пермские мастера резали, что называется, с натуры, глядя на тех, кто жил рядом – в лицах святых сразу видны коми-пермяцкие, татарские корни… Это не неземной красоты – как в католической скульптуре – образы, а вполне земные… Веками жившие в язычестве народы Прикамья сумели не просто спокойно воспринять православие, но и буквально вписать его в свою жизнь, если угодно – ассимилировать… По мнению Юлии Тавризян, это удивительный пример того, что сегодня мы называем толерантностью и терпимостью.

Показательно, что именно в Пермской художественной галерее собрана самая крупная в мире и в России коллекция деревянной православной скульптуры – более 400 экспонатов. В 20-е годы прошлого века музейные работники во главе с Николаем Серебренниковым спасали эти фигуры из разоряемых и закрываемых новой властью церквей.

Во Владивосток музейщики из Перми привезли 35 экспонатов – и это, как сказала Юлия Тавризян, впервые в истории коллекции. Даже на выставках в Историческом музее в Москве и во Франции в Лионе было представлено не более 10 скульптур. Ведь дерево – крайне капризный в хранении и транспортировке материал, поэтому и пермская скульптура выезжает на выставки не чаще, чем раз в три-пять лет. Так что Владивостоку действительно повезло – есть шанс прийти и своими глазами увидеть ту часть истории России, которую, возможно, мы знаем не слишком хорошо или представляем больше по книгам Алексея Иванова – хорошим, но все же не документальным.

Выставка будет работать до 14 августа, и в ее рамках музей намерен провести несколько лекций, экскурсий – в том числе во время Ночи музеев. 

Перед началом выставки журналистов собрали на «пресс-чай», чтобы рассказать о проекте «Коллекционируя Россию» — newsvl.ru Виктор Шалай, директор музея имени Арсеньева — newsvl.ru Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи — newsvl.ru Выставка «Пермские боги» открылась в музее имени Арсеньева — newsvl.ru Выставка осуществлена в рамках проекта «Коллекционируя Россию» — newsvl.ru Цель проекта «Коллекционируя Россию» — показать приморцам сокровища русской культуры из фондов региональных музеев страны — newsvl.ru Пермская художественная галерея обладает самым крупным собранием деревянной православной скульптуры — более 400 экспонатов — newsvl.ru Во Владивостоке представлено 35 экспонатов — это образы Христа, Девы Марии, святых и ангелов, вырезанных из дерева  — newsvl.ru Резчики — представители коренных народов Прикамья — в образах святых запечатлевали лица своих соседей, родных... — newsvl.ru Прикамье стало православным только в XVI веке, здесь долго сохранялось язычество — newsvl.ru Христианство коми-пермяцкие, татарские жители Прикамья смогли не просто принять, а ассимилировать, соединив его черты с древними языческими верованиями — newsvl.ru Деревянная православная скульптура существовала и в других северных районах России, но сохранить ее удалось только в Перми — newsvl.ru Скульптуры музейщики 20-х годов прошлого века спасали из разоряемых и закрываемых церквей — newsvl.ru Деревянная скульптура очень капризна с точки зрения транспортировки и хранения — newsvl.ru Впервые такое количество экспонатов покинуло фонды галереи и отправилось на выставку в другой регион — newsvl.ru Николай Можайский — пермяки называли его Никола Можай — один из самых почитаемых святых в Прикамье — newsvl.ru История деревянной православной скульптуры весьма драматична — newsvl.ru Резные иконы знавали периоды расцвета и периоды полного запрета — newsvl.ru Запрещая резные иконы, православная церковь боролась с влиянием католицизма — newsvl.ru В лицах резных святых хорошо узнаваемы черты коми-пермяков, татар... — newsvl.ru То, как народы Прикамья сумели воспринять христианство, — прекрасный пример толерантности — newsvl.ru Образ Христа в темнице — один из самых распространенных в пермской деревянной скульптуре — newsvl.ru Выставка «Пермские боги» будет работать до середины августа — newsvl.ru В сентябре «Пермских богов» увидят в Хабаровске — newsvl.ru В Приморье деревянная православная скульптура фактически не существовала, поскольку наш край стал русским гораздо позже — newsvl.ru В рамках выставки пройдут лекции и экскурсии — newsvl.ru Обычно увидеть пермскую деревянную скульптуру можно только в Перми — newsvl.ru «Пермские боги» — творения XVIII века — newsvl.ru
Перед началом выставки журналистов собрали на «пресс-чай», чтобы рассказать о проекте «Коллекционируя Россию» — newsvl.ru Виктор Шалай, директор музея имени Арсеньева — newsvl.ru Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи — newsvl.ru Выставка «Пермские боги» открылась в музее имени Арсеньева — newsvl.ru Выставка осуществлена в рамках проекта «Коллекционируя Россию» — newsvl.ru Цель проекта «Коллекционируя Россию» — показать приморцам сокровища русской культуры из фондов региональных музеев страны — newsvl.ru Пермская художественная галерея обладает самым крупным собранием деревянной православной скульптуры — более 400 экспонатов — newsvl.ru Во Владивостоке представлено 35 экспонатов — это образы Христа, Девы Марии, святых и ангелов, вырезанных из дерева  — newsvl.ru Резчики — представители коренных народов Прикамья — в образах святых запечатлевали лица своих соседей, родных... — newsvl.ru Прикамье стало православным только в XVI веке, здесь долго сохранялось язычество — newsvl.ru Христианство коми-пермяцкие, татарские жители Прикамья смогли не просто принять, а ассимилировать, соединив его черты с древними языческими верованиями — newsvl.ru Деревянная православная скульптура существовала и в других северных районах России, но сохранить ее удалось только в Перми — newsvl.ru Скульптуры музейщики 20-х годов прошлого века спасали из разоряемых и закрываемых церквей — newsvl.ru Деревянная скульптура очень капризна с точки зрения транспортировки и хранения — newsvl.ru Впервые такое количество экспонатов покинуло фонды галереи и отправилось на выставку в другой регион — newsvl.ru Николай Можайский — пермяки называли его Никола Можай — один из самых почитаемых святых в Прикамье — newsvl.ru История деревянной православной скульптуры весьма драматична — newsvl.ru Резные иконы знавали периоды расцвета и периоды полного запрета — newsvl.ru Запрещая резные иконы, православная церковь боролась с влиянием католицизма — newsvl.ru В лицах резных святых хорошо узнаваемы черты коми-пермяков, татар... — newsvl.ru То, как народы Прикамья сумели воспринять христианство, — прекрасный пример толерантности — newsvl.ru Образ Христа в темнице — один из самых распространенных в пермской деревянной скульптуре — newsvl.ru Выставка «Пермские боги» будет работать до середины августа — newsvl.ru В сентябре «Пермских богов» увидят в Хабаровске — newsvl.ru В Приморье деревянная православная скульптура фактически не существовала, поскольку наш край стал русским гораздо позже — newsvl.ru В рамках выставки пройдут лекции и экскурсии — newsvl.ru Обычно увидеть пермскую деревянную скульптуру можно только в Перми — newsvl.ru «Пермские боги» — творения XVIII века — newsvl.ru
Полная версия сайта