Новости Владивосток

Адмирал судомодельного флота: подводные лодки Валентина Гуляева и его воспитанников бороздят бассейны и озера Владивостока (ФОТО)

Можно смело утверждать, что Валентин Гуляев — и старший матрос, и адмирал одновременно. Первое звание он получил во время срочной службы, а второе заслужил делом всей своей жизни. Он много лет строит действующие модели субмарин и сейчас учит этому ребят в кружке «Подводная лодка». В канун Дня подводника, который в России отмечается в воскресенье, 19 марта, корреспонденты VL.ru  пришли в Центр детского творчества к Валентину Гуляеву и своими глазами увидели, как появляются на свет миниатюрные «атомоходы».

Кружок «Подводная лодка» в ЦДТ занимает просторный «двухкомнатный» кабинет, не обезображенный особым ремонтом, кажется, с самого советского времени. На стенах и полках шкафов — черно-белые и цветные фотографии, чертежи, судовые часы, флаг подводного флота, красный вымпел с портретом Ленина, штурвал, стекло рубки настоящей субмарины, судовые приборы. Около станков — инструменты. У двери стоит небольшой продолговатый бассейн, в котором ребята учатся запускать подводные лодки. На одном борту бассейна закреплен поролон, чтобы при запуске не разбить лодку и стекло.

 

Увлечение с детства

Судомоделированием Валентин Гуляев занялся в детстве. В 1953 году его отец Владимир возглавил судомодельную лабораторию Морской школы ДОСААФ Владивостока (причем специально учился этому в Москве). С 1936 года Владимир Гуляев 11 лет ходил на эсминцах. В 1945 году получил ранение, когда эсминец «Резвый» участвовал в войне с японцами. «Папа был дальномерщиком. Сидел на посту на самом верху, определял, на какой высоте и скорости летит самолет, куда и чей. И вот их "долбанули", — рассказывает Валентин Гуляев. — Папы полгода не было дома. Мама ездила, узнавала, ей только отвечали, что придет время — узнает. И через полгода матрос принес ей записку от папы из военно-морского госпиталя. Она бегом туда — а навстречу он идет, хромает, завязанный-перевязанный. Из четырех дальномерщиков двое в живых остались».

Тогда техническим творчеством занимались мальчишки по всей огромной стране. Во всех городах Приморья были кружки. Хочешь-не хочешь — отец затянул в судомоделирование Валентина и его брата Валеру. Морская школа ДОСААФ находилась тогда на углу стадиона «Динамо». Валька и Валерка пацанами бегали по шаткому деревянному забору и козырьку. Сейчас от тех времен остались только фотографии. На одной из них Владимир Гуляев держит собственноручно изготовленные крейсер «Аврору» и ледокол «Красин» — ходовые модели.

Запускали маленькие корабли и подлодки тогда с середины Детского пляжа — он располагался на Спортивной гавани, по левую сторону. А на пирсе водной станции «Динамо» (он находился там, где сейчас баржа) стоял человек, который должен был ловить корабли.

«Даже на маленьком реактивном двигателе были катера, работали на специальном горючем, — говорит Валентин Владимирович. — Катерок несся на бешеной скорости — а на пирсе человек должен был его поймать. И сил не всегда хватало удержать — тогда катер влетал под пирс и разбивался!»

Служба и радиация

В 1964 году после школы Валентин Гуляев поступил на Дальзавод, в доковую группу (тогда она была на Луговой). «От киля до клотика лазал, ремонтировал дизель-электрические подлодки. Вплоть до того, что затонувшую и поднятую подлодку восстанавливали. Ледокол "Сталин" — клепаный! Рыбодобывающие базы, плавкраны — чего только не приходилось ремонтировать!»

А срочную он служил на Камчатке, в бухте Сельдевой (три километра до «Приморского-1», бывшего судоремонтного завода ВМФ № 49) в плавмастерской по ремонту и содержанию атомной подводной лодки 1 поколения. Таких на всю страну две было построено — на северах и у нас, на Дальнем Востоке. Пришлось проходить строгую комиссию — со слабым здоровьем к АПЛ не подпускали, и проверку знаний.

Случаев интересных на службе было много. «Турбинный отсек. После ремонта нужно запускать, проверять все. Рядом стоит спецсудно — бывший эсминец, с которого все оборудование снято, но ходовая паротурбинная установка работает, — рассказывает наш собеседник. — Через гибкие металлические шланги этот пар от эсминца поступал на турбину подлодки. После ремонта его запустили, и как все засвистит! Все так и попадали — у пара 180 градусов температура, давление 60 килограмм на квадратный сантиметр. Пытались выйти из дока, сделали продувку в отсеках (один вакуумируют, в нем пониженное давление, в других — повышенное, и все ненадежные соединения начинают свистеть) — так и не смогли определить, почему не работает один кингстон в турбинном отсеке. Меня, самого маленького, за ноги спустили между трубами. На веревочке мне спустили инструмент. Я головой и плечом в металл упираюсь и работаю. А там прокладку кто-то плохо поставил! Был другой случай. Я арматурщиком еще был. Пришлось между прочным и легким корпусом, где ребра жесткости, пролазить. Расстояние 60 сантиметров. Я доползаю до нужного места, где клапан, а там рукавичка лежит. Как она попала туда — кто его знает. Времени в обрез, из плавдока выходить надо, мне уже стучат, чтобы возвращался. А меня там "заклинило"! Телогрейку кое-как скинул, выполз через цистерновое отверстие, а ее уже другой человек забрал. И все сразу заработало».

Во время службы старшему матросу Гуляеву не повезло, хапнул радиации. Направили его в реакторный отсек. На крышке атомного реактора — грубо говоря, кусочек трубы. На ней — фланец, на нем — заглушка, которую нужно снять, чтобы поставить в реактор стержень. А там стоит специальное соединение, которое на сленге называется папа-мама — выточка вжимается в канавочку по диаметру, чтобы снять заглушку, надо подбить ее клиньями. И тут из крышки как хлынет вода!

«У меня в голове: "Господи! Сейчас как затопит все помещение радиоактивной водой!" Я ее прижимаю. Постепенно она кончилась. Потом я понял, что не надо было заглушку прижимать — она бы слетела, я бы, может, отскочил... Как я выбрался оттуда, не помню, перешел на плавучую контрольно-дозиметрическую станцию. Приборы как зазвенят, как заорут. Дозиметрист настраивает прибор, а я кричу: "Не подходи ко мне!"

Напротив прибор стоит стрелочный, измеряет радиацию. Первая позиция — стрелка до конца, показания загрубляют, вторая — до конца. Лишь на третей до середины дошла. Все, пошел я мыться. В журнал заглядывать нельзя, и никто ничего не скажет. А откуда что знаешь? Если в течение трех суток будешь получать лечебно-профилактический паек, например, то трехсуточную дозу взял, если 30 — то месячную». Кожа вылущивалась потом по всему телу — радиация сходила, на открытом солнце находиться он не мог, кровь из носа шла долго, живот болел, давление. Корабельный врач обещал — на гражданке помогут, до дембеля-то полгода осталось. Никто, конечно, ничем Валентину Гуляеву не помог, пришел он в военкомат — оттуда его выгнали.

 

Валентин Владимирович надевает пиджак с наградами: ветерану «Холодной войны на море», «100 лет подводным силам», «Защитнику Отечества», «Отличник ВМФ», «Бронзовый призер Советского Союза», полученная в 1984 году в Москве. «А вот этот значок — общественной организации "Союз Чернобыль", я был помощником председателя, — рассказывает он. — Дело в том, что не было никого здесь, кто знал, что же прошли чернобыльцы. А я мог рассказать, что чувствует человек, прошедший через радиацию».

Нет поддержки — нет спорта

В Центр детского творчества Валентин Гуляев пришел в августе 1998 года, начальником отдела технического творчества. Потом не выдержал маленькой зарплаты, ушел. Но вернулся.

«Сперва было по 14-16 человек в кружке. Но со временем все меньше ребят ходит, — разводит руками Валентин Гуляев. — А откуда у них интерес должен быть? Раньше соревнований много проходило — в газетах писали, по телевизору, по радио говорили. Например, на озерах Минного городка мы выступали. А когда заводы и предприятия стали закрываться, финансирование от заводов, материально-техническое обеспечение прекратилось, помещения забрали. И где заниматься? Кризис начался в 2003-2004 годах. В 90-е еще механизм поддержки продолжал работать. Вот возьмите Владивосток — заводы "Дальприбор", "Изумруд", "Варяг" содержали каждый по клубу на Русской. Плюс ДОСААФ еще работал».

Соревнований в советские времена было много. В основном они проходили с мая по октябрь, по чистой воде. Но сейчас ребята выходят все реже и реже. Судомодельной федерации в Приморье нет уже лет 12, заново ее регистрировать чиновники отказываются. Кружок, где моделируют подлодки, в крае один. Надводными кораблями занимаются тоже в Центре детского творчества — кружком руководит Владимир Вазеров, в МГУ им. Невельского, в школе-интернате им. Дубинина.

Ребята под руководством Гуляева запускают подводные лодки на нижнем озере в парке Минного городка. Тренируются в маленьком бассейне в учебном классе или в соседнем кружке — там бассейн длиной метров пять. 18 февраля были соревнования — в квадратном бассейне в холле мальчишки показывали свое мастерство. Девчонок сейчас, кстати, в кружке нет. А раньше были — Гуляев о них говорит с гордостью, но сетует, что родители забрали: все-таки и пыль, и аэрозоли, да и «дело неженское».

Новое поколение воспитанников кружка во Всероссийских соревнованиях не участвует и, скорее всего, не будет: нет никакого обеспечения на билеты, проживание, взносы.

Свою бывшую радиоуправляемую подводную лодку, которую делал по собственному проекту, лет пять назад Гуляев продал кому-то за 60 тысяч рублей — на самом-то деле стоит она в сотни раз дороже. А оттуда ее перепродали во Францию. Специалисты Института проблем морских технологий ДВО РАН, инженеры-подводники как-то раз посмотрели на эту подводную лодку — сказали, что у нее очень удачная архитектура, гидродинамическая форма. Ходила она быстро, со скоростью 18-20 узлов.

Сейчас Валентин Гуляев делает новую — «Пиранью». Чтобы ее изготовить, требуется много мелкой и точной работы. Сначала из дерева делают болванку корпуса подводной лодки. По болванке клеят пластмассовый корпус, разрезают, вытачивают втулку из алюминия, вклеивают, потом — еще одну, из пластмассы, вклеивают, подгоняют. У Валентина Гуляева есть свой способ делать разъемные подводные лодки — у них снимается нос и хвост. Коллеги по судомоделированию часто спорят: говорят, надо снимать по ватерлинию, чтобы было проще обслуживать. Но чтобы снять нос, нужно две секунды, а чтобы снять полкорпуса вдоль, потребуется открутить неимоверное количество малюсеньких гаек. «Если все механизмы заранее установлены правильно, электрические соединения — обслуживать ее несложно», — объясняет мастер.

Сверху на лодку ставится антенна, к которой крепится флажок со светоотражающей ленточкой. Антенну можно погружать в воду до конца черной зоны — над водой торчит только желтый кусочек с флажком. Дальше лодку погружать нельзя. Так видно и маневрирование под водой, и передвижения.

Мальчишки, конечно, такие сложные модели не делают. Первый этап — изготовить парусную лодочку. На втором уже берутся за подлодку. Сначала из куска алюминиевой трубы делают болванку-корпус, из пенопласта, служащего в том числе и «поплавком», — надстройку, из дерева — рубку. Заготовки трубок и надстроек напиливает руководитель — по технике безопасности на станке можно работать только с 14 лет. Когда готовы заготовки, на большом токарном станке в пенопластовом длинном прямоугольнике засверливают отверстие, потом пилят его надвое, придают форму. У все маленьких судомоделистов скорость разная: кто-то маленькую лодочку за три месяца сделает, кто-то за год.

 

«Вот вам нос, корма. Внутри резиномотор, снаружи винт, еще носовые рули ставятся, — показывает Валентин Владимирович. — А как же она погрузится? Отверстия сверлятся, чтобы туда входила вода. Как только винт перестанет вращаться, воздействия воды на рули не станет, и лодка за счет поплавка всплывет».

Часть деталей обрабатывается на станке, который разработал и собрал сам Валентин Гуляев. С 1970 по 1982 год он работал в отделе объемного плоскостного проектирования в Приморгражданпроекте, там и сделал чудо-машину. Станок этот очень удобен для проектирования, например, макетов зданий, можно на нем пилить что угодно — хоть алюминий.

«Это уже четвертый вариант, из нержавейки. Делал я его сам. Смотрите, какой тут ремешок. Такие для электрических швейных машинок продавались. И когда я в 75-м году поехал в командировку в Ленинград, в проектный институт, скупил их все в двух магазинах. И по сей день у меня 24 штуки новеньких еще остались. А почему? Видишь маленький шкифчик — на него надо маленькую фрезу поставить, а значит, маленький ремешок нужен».

На все «свободные деньги» Валентин Гуляев покупает болтики, винтики, резиночки, фрезы... Поодному крепежные инструменты копеечные, но их здесь тысячи. Все у него лежит в многочисленных баночках в шкафу, ждет своего часа.

Хотя к станкам пока подпускают не всех, парни сами делают сложные чертежи деталей и умеют красить лодки — это дело тоже непростое и требующее аккуратности и точности.

По законам гидродинамики, которым следуют судомоделисты, носовая часть надстройки и рубки должна быть тупой, а кормовая — заостренной. У каждого ученика всё получается по-разному, хоть и по всем законам. Валентин Гуляев показывает нам фотографии остроносых подводных лодок и объясняет, что они большую часть времени проводят над водой — и тут действительно нужен острый нос.

Запускают лодку на резиномоторе так: спортсмен держит в руках лодку и винт — и считает. А тренер крутит катушку, которая с помощью крючка цепляется на резину. Количество оборотов вычисляется опытным путем. До запуска спортсмен держит винт, чтобы не раскрутился. Правильно отпустить лодку в воде — тоже искусство. Винт должен быть в воде, надстройка — строго над водой. Если лодку держат под углом, она всплывет.

Помнить все

Кроме чисто творчества мальчишки под руководством Валентина Гуляева узнают много нового о подводном флоте СССР и России, о вооружении, моряках-подводниках, командирах, конструкторах. Вся ценная информация с фотографиями и текстом у него не на электронных носителях, а на длинных листах стенгазет, которые Гуляев оформлял сам. Экрана, телевизора или компьютера с проектором в лаборатории вообще нет, фоном играет «Радио России».

Фотографий много, но Валентин Гуляев помнит всё и всех, кто на них изображен. И иногда, когда спотыкается, жалуется на «оперативную память»:

«Вот торпеда "Смерть самураям", ее грузят в 1945 году, чтобы использовать против японцев. А вот торпеда уже 60-х годов, — показывает Валентин Владимирович фотографии на стенгазетах. — Вот дизель-электрическая подводная лодка 1 поколения с баллистическими ракетами. А вот — лодка типа "К", крейсерская. Они были на Северном флоте. Там до сих пор стоит музей "К-21" в воде по ватерлинию. Внутри этой подводной лодки были громадные мины. А есть — посмотрите — мины дореволюционные, их грузят на "Краб", первое поколение подводной лодки. А вот фотография с физзарядкой на дизель-электрической подлодке. Пришла она с задания, в заливе остановилась, а бойцы занимаются зарядкой на палубе надстройки. А это — инженер Шильдер Карл Андреевич, он изобрел подводную лодку, которая стреляла ракетами из-под воды, впервые в мире — в XIX еще веке. А вот конструкторы подводных лодок, есть и женщины — Людмила Васильевна Калачева. Она отстояла уникальную атомную подводную лодку, которая уничтожала другие подводные лодки. Были разные проекты, но эта за 21 секунду могла развернуться под водой — а торпеда мимо пролетала. Потом она разворачивалась и долбала в противника! В начале 1990-х, когда страну уже для всех подряд открыли, на очередной выставке в Санкт-Петербурге американские подводники восхищались этой конфигурацией и говорили, что надо перенять опыт. А у нас-то это в 70-е было!»

Валерия Федоренко (текст), Антон Балашов (фото)

В городском Центре детского творчества работает кружок по моделированию подводных лодок — newsvl.ru Мальчишки под руководством опытного наставника знакомятся с основами судостроения — newsvl.ru Сейчас в кружке полтора десятка воспитанников — newsvl.ru 18 февраля были соревнования — в квадратном бассейне в холле мальчишки показывали свое мастерство — newsvl.ru 18 февраля были соревнования — в квадратном бассейне в холле мальчишки показывали свое мастерство — newsvl.ru Следить за соревнованиями пришли друзья и родные юных техников — newsvl.ru Руководитель секции «Подводная лодка» Валентин Гуляев — newsvl.ru За каждой моделью стоит долгий кропотливый труд — newsvl.ru Здесь, на столах в кабинете, который занимает кружок, собрана вся история подводного флота России — newsvl.ru Модель средней подводной лодки проекта 633  — newsvl.ru Проработаны даже мельчайшие детали моделей — newsvl.ru «Форель» — подводная лодка, построенная в 1903 году в Германии фирмой "Крупп" по проекту испанского инженера Раймондо де Эквилея и подаренная России — newsvl.ru Кружок судомоделирования начинал работать еще в советское время - тогда его поддерживали приморские оборонные предприятия — newsvl.ru На стенгазетах Валентин Гуляев хранит всю историю флота: в фактах, фотографиях и людях — newsvl.ru На схемах Валентин Гуляев объясняет мальчишкам, как устроена подводная лодка — newsvl.ru Все начинается с болванки — newsvl.ru Сперва делается деревянная болванка, затем на ее основе готовится пластиковая заготовка — newsvl.ru А вот конструкторы подводных лодок, есть и женщины — Людмила Васильевна Калачева — newsvl.ru Свою бывшую радиоуправляемую подводную лодку, которую делал по собственному проекту, лет пять назад Гуляев продал кому-то за 60 тысяч рублей — newsvl.ru У Валентина Гуляева есть свой способ делать разъемные подводные лодки — у них снимается нос и хвост  — newsvl.ru Сейчас Валентин Гуляев делает новую — «Пиранью» — newsvl.ru Сначала из дерева делают болванку корпуса подводной лодки  — newsvl.ru По болванке клеят пластмассовый корпус, разрезают, вытачивают втулку из алюминия, вклеивают, потом — еще одну, из пластмассы, вклеивают, подгоняют — newsvl.ru Часть деталей обрабатываются на станке, который разработал и собрал сам Валентин Гуляев   — newsvl.ru На все «свободные деньги» Валентин Гуляев покупает болтики, винтики, резиночки, фрезы... — newsvl.ru Валентин Владимирович надевает пиджак с наградами: ветерану «Холодной войны на море», «100 лет подводным силам», «Защитнику Отечества», «Отличник ВМФ», «Бронзовый призер Советского Союза», полученная в 1984 году в Москве — newsvl.ru Валентин Гуляев сетует, что все меньше детей приходит в кружок — newsvl.ru Новое поколение воспитанников кружка во Всероссийских соревнованиях не участвует и, скорее всего, не будет: нет никакого обеспечения на билеты, проживание, взносы — newsvl.ru Прежде чем сделать первую подводную лодку, ребята делают парусную лодочку — newsvl.ru Учебный запуск проходит в небольшом аквариуме — newsvl.ru Валентин Гуляев сетует, что все меньше детей приходит в кружок — newsvl.ru У каждого ученика всё получается по-разному, хоть и по всем законам — newsvl.ru Прозрачные стенки позволяют следить за погружением субмарины — newsvl.ru Запускают лодку на резиномоторе так: спортсмен держит в руках лодку и винт — и считает. А тренер крутит катушку, которая с помощью крючка цепляется на резину. Количество оборотов вычисляется опытным путем. До запуска спортсмен держит винт, чтобы не раскрутился — newsvl.ru Правильно отпустить лодку в воде — тоже искусство. Винт должен быть в воде, надстройка — строго над водой. Если лодку держат под углом, она всплывет — newsvl.ru По законам гидродинамики, которым следуют судомоделисты, носовая часть надстройки и рубки должна быть тупой, а кормовая — заостренной — newsvl.ru По стенам кабинета расклеены плакаты и фотографии со службы — newsvl.ru Сверху на рубку устанавливается антенна  — newsvl.ru По законам гидродинамики, которым следуют судомоделисты, носовая часть надстройки и рубки должна быть тупой, а кормовая — заостренной — newsvl.ru Часть деталей обрабатываются на станке, который разработал и собрал сам Валентин Гуляев. С 1970 по 1982 год он работал в отделе объемного плоскостного проектирования в Приморгражданпроекте, там и сделал чудо-машину  — newsvl.ru Можно смело утверждать, что Валентин Гуляев — и старший матрос, и адмирал одновременно. Первое звание он получил во время срочной службы, а второе заслужил делом всей своей жизни — newsvl.ru Валентин Гуляев много лет строит действующие модели субмарин и сейчас учит этому ребят в кружке «Подводная лодка»   — newsvl.ru Валентин Гуляев много лет строит действующие модели субмарин и сейчас учит этому ребят в кружке «Подводная лодка»   — newsvl.ru У каждого ученика всё получается по-разному, хоть и по всем законам — newsvl.ru Валентин Гуляев много лет строит действующие модели субмарин и сейчас учит этому ребят в кружке «Подводная лодка»   — newsvl.ru Кроме чисто творчества мальчишки под руководством Валентина Гуляева узнают много нового о подводном флоте СССР и России, о вооружении, моряках-подводниках, командирах, конструкторах — newsvl.ru Фотографий много, но Валентин Гуляев помнит всё и всех, кто на них изображен. И иногда, когда спотыкается, жалуется на «оперативную память» — newsvl.ru
В городском Центре детского творчества работает кружок по моделированию подводных лодок — newsvl.ru Мальчишки под руководством опытного наставника знакомятся с основами судостроения — newsvl.ru Сейчас в кружке полтора десятка воспитанников — newsvl.ru 18 февраля были соревнования — в квадратном бассейне в холле мальчишки показывали свое мастерство — newsvl.ru 18 февраля были соревнования — в квадратном бассейне в холле мальчишки показывали свое мастерство — newsvl.ru Следить за соревнованиями пришли друзья и родные юных техников — newsvl.ru Руководитель секции «Подводная лодка» Валентин Гуляев — newsvl.ru За каждой моделью стоит долгий кропотливый труд — newsvl.ru Здесь, на столах в кабинете, который занимает кружок, собрана вся история подводного флота России — newsvl.ru Модель средней подводной лодки проекта 633  — newsvl.ru Проработаны даже мельчайшие детали моделей — newsvl.ru «Форель» — подводная лодка, построенная в 1903 году в Германии фирмой "Крупп" по проекту испанского инженера Раймондо де Эквилея и подаренная России — newsvl.ru Кружок судомоделирования начинал работать еще в советское время - тогда его поддерживали приморские оборонные предприятия — newsvl.ru На стенгазетах Валентин Гуляев хранит всю историю флота: в фактах, фотографиях и людях — newsvl.ru На схемах Валентин Гуляев объясняет мальчишкам, как устроена подводная лодка — newsvl.ru Все начинается с болванки — newsvl.ru Сперва делается деревянная болванка, затем на ее основе готовится пластиковая заготовка — newsvl.ru А вот конструкторы подводных лодок, есть и женщины — Людмила Васильевна Калачева — newsvl.ru Свою бывшую радиоуправляемую подводную лодку, которую делал по собственному проекту, лет пять назад Гуляев продал кому-то за 60 тысяч рублей — newsvl.ru У Валентина Гуляева есть свой способ делать разъемные подводные лодки — у них снимается нос и хвост  — newsvl.ru Сейчас Валентин Гуляев делает новую — «Пиранью» — newsvl.ru Сначала из дерева делают болванку корпуса подводной лодки  — newsvl.ru По болванке клеят пластмассовый корпус, разрезают, вытачивают втулку из алюминия, вклеивают, потом — еще одну, из пластмассы, вклеивают, подгоняют — newsvl.ru Часть деталей обрабатываются на станке, который разработал и собрал сам Валентин Гуляев   — newsvl.ru На все «свободные деньги» Валентин Гуляев покупает болтики, винтики, резиночки, фрезы... — newsvl.ru Валентин Владимирович надевает пиджак с наградами: ветерану «Холодной войны на море», «100 лет подводным силам», «Защитнику Отечества», «Отличник ВМФ», «Бронзовый призер Советского Союза», полученная в 1984 году в Москве — newsvl.ru Валентин Гуляев сетует, что все меньше детей приходит в кружок — newsvl.ru Новое поколение воспитанников кружка во Всероссийских соревнованиях не участвует и, скорее всего, не будет: нет никакого обеспечения на билеты, проживание, взносы — newsvl.ru Прежде чем сделать первую подводную лодку, ребята делают парусную лодочку — newsvl.ru Учебный запуск проходит в небольшом аквариуме — newsvl.ru Валентин Гуляев сетует, что все меньше детей приходит в кружок — newsvl.ru У каждого ученика всё получается по-разному, хоть и по всем законам — newsvl.ru Прозрачные стенки позволяют следить за погружением субмарины — newsvl.ru Запускают лодку на резиномоторе так: спортсмен держит в руках лодку и винт — и считает. А тренер крутит катушку, которая с помощью крючка цепляется на резину. Количество оборотов вычисляется опытным путем. До запуска спортсмен держит винт, чтобы не раскрутился — newsvl.ru Правильно отпустить лодку в воде — тоже искусство. Винт должен быть в воде, надстройка — строго над водой. Если лодку держат под углом, она всплывет — newsvl.ru По законам гидродинамики, которым следуют судомоделисты, носовая часть надстройки и рубки должна быть тупой, а кормовая — заостренной — newsvl.ru По стенам кабинета расклеены плакаты и фотографии со службы — newsvl.ru Сверху на рубку устанавливается антенна  — newsvl.ru По законам гидродинамики, которым следуют судомоделисты, носовая часть надстройки и рубки должна быть тупой, а кормовая — заостренной — newsvl.ru Часть деталей обрабатываются на станке, который разработал и собрал сам Валентин Гуляев. С 1970 по 1982 год он работал в отделе объемного плоскостного проектирования в Приморгражданпроекте, там и сделал чудо-машину  — newsvl.ru Можно смело утверждать, что Валентин Гуляев — и старший матрос, и адмирал одновременно. Первое звание он получил во время срочной службы, а второе заслужил делом всей своей жизни — newsvl.ru Валентин Гуляев много лет строит действующие модели субмарин и сейчас учит этому ребят в кружке «Подводная лодка»   — newsvl.ru Валентин Гуляев много лет строит действующие модели субмарин и сейчас учит этому ребят в кружке «Подводная лодка»   — newsvl.ru У каждого ученика всё получается по-разному, хоть и по всем законам — newsvl.ru Валентин Гуляев много лет строит действующие модели субмарин и сейчас учит этому ребят в кружке «Подводная лодка»   — newsvl.ru Кроме чисто творчества мальчишки под руководством Валентина Гуляева узнают много нового о подводном флоте СССР и России, о вооружении, моряках-подводниках, командирах, конструкторах — newsvl.ru Фотографий много, но Валентин Гуляев помнит всё и всех, кто на них изображен. И иногда, когда спотыкается, жалуется на «оперативную память» — newsvl.ru
Полная версия сайта