Новости Владивосток

Забытые аэродромы Владивостока: гидроаэродром «Воевода» (ФОТО)

Заброшенные шлакобетонные постройки, разбитые стены и едва заметные глазу земляные выемки и отсыпки – всё это территория бывшего гидроаэродрома ВВС ТОФ «Воевода». Располагался аэродром на острове Русском в одноимённой бухте, а точнее, в её северо-западной части – бухте Круглой. Сейчас здесь осталось семь полуразрушенных построек, остатки ангара для самолётов и один жилой дом, в котором ещё теплится жизнь.

Кстати, этот дом ещё царской постройки, и относится к казарменным сооружениям Владивостокской крепости. На заболоченном берегу бухты ещё можно заметить ровную площадку для стоянки летающих лодок и начало спуска в воду, по которому эти самолёты съезжали и заезжали.

История гидроаэродрома «Воевода» берёт своё начало с первой половины 1930-х годов и связана она с рядом действий по усилению частей Дальнего Востока, от 1933 года. Документами, которыми руководствовались при основании здесь мест аэродромов, были «План проведения особых мероприятий по сформированию Морских Сил Дальнего Востока», утвержденный Наркомвоенмором в феврале 1932г. и «План оргмероприятий штаба РККА на 1933г.» № 1/28304 от 08.10.1932 г.

Тогда в пустынную бухту в южной части острова прибыл 7-й отдельный корректировочный авиационный отряд на летающих лодках МБР-4 (лицензионный вариант итальянской «Савойя» S-62бис), позже переименованный в 57-й отдельный морской разведывательный авиаотряд. И закипело строительство аэродромного хозяйства. Завозился бетон, выравнивался берег, отсыпались заболоченные русла ручьев. В первые годы все работы проводились личным составом и строительными бригадами.

Через несколько лет городок авиаторов в живописной бухте постепенно разросся и стал полноценной базой. В 1935г. 7-й авиаотряд был переименован в 60 отдельный морской корректировочный авиационный отряд. В это же время он перевооружился на летающие лодки МБР-2. Лётный и технический состав аэродрома жил в больших оборудованных землянках на небольшом мысу в центре бухты, рядом с ручьём. Здесь же поставили зенитную батарею прикрытия, от которой ныне сохранились бетонные убежища и земляные дворики с ходами сообщения.
С июня 1938 г. на базе 60-го корректировочного авиаотряда была сформирована 57 отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья. Вскоре, часть перевооружилась на самолёты МБР-2 с новыми моторами АМ-34НБ и активно выполняла поставленные задачи по охране акватории залива Петра Великого, отработке стрельб, бомбометания и разведывательных полётов над Японским морем.

С 1943г. 57-я ОМРАЭ в оперативном отношении была подчинена командиру охраны водного района Главной ВМБ и решала задачи воздушной разведки и противодиверсионной на подходах к Владивостоку. В 1947 году эскадрилью расформировали.

Вместо нее сюда из бухты Патрокл была перебазирована 63-я ОМРАЭ, тоже вооруженная доживающими свой век самолетами МБР-2. Перемещение части из Патрокла, предположительно, связано, с тем, что флот начал оборудование гидроакустического полигона и «выжимал» авиаторов из бухты.

В июле 1947 года 63 ОМРАЭ тоже была расформирована, а самолёты МБР-2 списаны.

Сохранилось интересное краткое архивное описание аэродрома за 1942 год: «Расположен на острове Русский Владивостокского городского района Приморского края. Форма акватории – неправильная: северный старт 1600х400 м и северо-восточный 2000х450 2300х2000 м. Подходы с северо-запада на юго-восток открыты, с севера на юг стеснены. Связь – телефон, радио. Подъездные пути - шоссе. Дополнительные сведения – грунт дна - ил, замерзание в начале декабря, вскрытие в начале апреля. Работа со льда с 15 января по 15 марта. Водоснабжение из колодцев, жильё – ДНСы и землянки, столовые. Спуски временные».

С конца 1940-х годов гидроаэродром «Воевода» пришёл в упадок и запустение. Дома и постройки ещё долгое время использовались частями Тихоокеанского флота, а в конце 1990-х часть полностью оставили. Теперь на берегах Круглой встречаются только охотники за трепангом и заезжие туристы.

Обо всех заброшенных и закрытых аэродромах>>>


Ярослав Ливанский, Павел Левшов - специально для VL.ru
Стены ангара — newsvl.ru Стены ангара — newsvl.ru Развалины ангара — newsvl.ru Ели были посажены когда-то личным составом части — newsvl.ru Акватория аэродрома — newsvl.ru Аэродром "Воевода" — newsvl.ru Столовая — newsvl.ru Столовая — newsvl.ru Столовая — newsvl.ru Крыльцо клуба — newsvl.ru Клуб — newsvl.ru Хозяйственные постройки — newsvl.ru Бухта Круглая — newsvl.ru Исторический кирпич — newsvl.ru Площадки для самолетов — newsvl.ru Территория аэродрома — newsvl.ru Стена казармы — newsvl.ru Адрес аэродрома был таким — newsvl.ru Землянка батареи — newsvl.ru Укрытие батареи — newsvl.ru Поломка самолета МБР-2 — newsvl.ru Бухта Круглая — newsvl.ru
Стены ангара — newsvl.ru Стены ангара — newsvl.ru Развалины ангара — newsvl.ru Ели были посажены когда-то личным составом части — newsvl.ru Акватория аэродрома — newsvl.ru Аэродром "Воевода" — newsvl.ru Столовая — newsvl.ru Столовая — newsvl.ru Столовая — newsvl.ru Крыльцо клуба — newsvl.ru Клуб — newsvl.ru Хозяйственные постройки — newsvl.ru Бухта Круглая — newsvl.ru Исторический кирпич — newsvl.ru Площадки для самолетов — newsvl.ru Территория аэродрома — newsvl.ru Стена казармы — newsvl.ru Адрес аэродрома был таким — newsvl.ru Землянка батареи — newsvl.ru Укрытие батареи — newsvl.ru Поломка самолета МБР-2 — newsvl.ru Бухта Круглая — newsvl.ru
Полная версия сайта