Экспедиция ДВО РАН вернулась во Владивосток с богатыми коллекциями образцов обитателей арктических морей (ФОТО; ВИДЕО)

Обилие уникальной флоры и фауны в Беринговом проливе обнаружили ученые ДВО РАН и доставили их образцы для изучения. Даже научное сообщество не ожидало такого разнообразия в условиях вечного холода и не исключает открытий, связанных с изменением климата. Члены экспедиции на научно-исследовательском судне «Академик Опарин» пришвартовались в среду, 19 октября, во Владивостоке.

Одним из главных достижений первой арктической экспедиции Национального научного центра морской биологии, в который преобразован Институт биологии моря ДВО РАН, стало изучение острова Геральд. Исследователи ДВО РАН первыми в мире получили гидробиологические данные из его прибрежной зоны. Там они обнаружили настоящие оазисы фауны и флоры. Ученые признаются, что такое обилие многощитинковых червей в суровом арктическом месте стало поразительным для них самих. До этого научным группам не удавалось настолько подробно изучить территорию вокруг острова.

«Там было достаточно много крушений экспедиций, поэтому мы шли туда с определенной тревогой. Это остров, к которому не подобраться нигде и никак. Но везде там обилие белых медведей. И наши водолазы работали по сути дела в охранении и в поле любопытства медведей. Они приближались достаточно близко к судну, но это не отпугнуло людей. К счастью, обошлось без происшествий», - пояснил профессор ДВО РАН Владимир Чавтур.

В Беринговом проливе два десятка ученых работали больше трех недель. Всего экспедиция продлилась 48 суток. Комплексное исследование они инициировали для анализа экосистем в условиях изменения климата. Для этого исследователи собрали уникальные образцы грунта, воздуха, планктона, нектона, бентоса. Только емкостей с организмами отдельных систематических групп ученые насчитали больше 650 штук.

«Такие биомассы 25-30 кг/м² сопоставимы с наиболее продуктивными районами мирового океана», - отметил Владимир Чавтур. Весь материал сегодня доставили во Владивосток для комплексного исследования зафиксированным — в спиртовом растворе или замороженным. «Материал будет пригоден не только для морфологов, систематиков, но и для биохимиков, генетиков», - добавил профессор.

Теперь ученые не исключают, что после подробного изучения собранного материала специалисты на берегу смогут сделать заключения о влиянии изменчивого климата на экосистемы Чукотского моря. Некоторые предварительные выводы члены экспедиции сделали уже в море. Благодаря изображению с глубоководных аппаратов удалось проследить, что главным источником питания морских обитателей стал привнесенный материал. Также установлено, что граница придонных вод с положительными температурами сместилась в северную часть, а в южной части моря зафиксировали чрезвычайно высокую плотность донных организмов.

«Были подозрения, что арктические моря являются источником биологического материала и продуктивности для других морей. И это подтверждается. Можно сказать, что Чукотское море — одно из первых среди морей планеты. Киты идут нагуливать жир в северную часть Тихого океана, мы их встречали. Самый продуктивный район океана — это не тропики, а арктические широты - это подтверждается нашей экспедицией», - признался начальник экспедиции Вячеслав Одинцов.

Выход в море экспедиции задержался на месяц, признались члены экипажа, потому что до последнего момента судно «Академик Опарин» стояло в ремонте. Изначально сотрудники ДВО РАН планировали изучить самые северные морские территории, но к моменту прибытия их уже затянуло льдом. И в южных частях Чукотского моря погода не баловала, приходилось укрываться от штормов. Но в этом ученые нашли плюсы - взяли образцы жизни даже там, где не планировали.

ВИДЕО:

В Беринговом проливе два десятка ученых работали больше трех недель — newsvl.ru Специальными сетями они брали образцы планктона в разных местах — newsvl.ru Изначально сотрудники ДВО РАН планировали изучить самые северные морские территории, но к моменту прибытия их уже затянуло льдом — newsvl.ru Одним из главных достижений первой арктической экспедиции Национального научного центра морской биологии стало изучение острова Геральд — newsvl.ru Обилие уникальной флоры и фауны в Беринговом проливе обнаружили ученые ДВО РАН — newsvl.ru Даже научное сообщество не ожидало такого разнообразия в условиях вечного холода  — newsvl.ru Исследователи отмечали немалое количество крабов в северной части океана — newsvl.ru И обилие многощитинковых — newsvl.ru В суровом арктическом месте они обнаружили настоящие оазисы фауны и флоры — newsvl.ru Комплексное исследование инициировали для анализа экосистем в условиях изменения климата — newsvl.ru Исследователи ДВО РАН заявляют, что первыми в мире получили гидробиологические данные из прибрежной зоны острова Геральд — newsvl.ru Для дальнейшего анализа они собрали уникальные образцы грунта, воздуха, планктона, нектона, бентоса — newsvl.ru Ученым приходилось работать в непосредственной близости со здешними обитателями — newsvl.ru Особенно волновались за водолазов — newsvl.ru Даже научное сообщество не ожидало такого разнообразия в условиях вечного холода и не исключает открытий, связанных с изменением климата — newsvl.ru Первые выводы члены экспедиции сделали уже в море - благодаря изображению с глубоководных аппаратов удалось проследить, что главным источником питания морских обитателей стал привнесенный материал — newsvl.ru Члены экспедиции на научно-исследовательском судне «Академик Опарин» пришвартовались 19 октября во Владивостоке — newsvl.ru В Беринговом проливе два десятка ученых работали больше трех недель. Всего экспедиция продлилась 48 суток — newsvl.ru Ученые признаются, что научно-исследовательское судно «Академик Опарин» довольно комфортное для работы — newsvl.ru Членов экспедиции на 44-м причале Владивостока встречали родственники и друзья — newsvl.ru Членов экспедиции на 44-м причале Владивостока встречали родственники и друзья — newsvl.ru Исследователи выходили в Чукотское море на лодках и погружались в водолазных костюмах — newsvl.ru Только таких емкостей с организмами отдельных систематических групп ученые собрали больше 650 штук — newsvl.ru Профессор ДВО РАН Владимир Чавтур рассказал и показал, чем гордятся по итогам экспедиции — newsvl.ru По его словам, материал будет пригоден не только для морфологов, систематиков, но и для биохимиков, генетиков — newsvl.ru Весь материал сегодня доставили во Владивосток для комплексного исследования зафиксированным — в спиртовом растворе — newsvl.ru «Такие биомассы 25-30 кг/м сопоставимы с наиболее продуктивными районами мирового океана», - отметил Владимир Чавтур — newsvl.ru Образцы грунта доставили для анализа замороженным — newsvl.ru Самый продуктивный район океана — это не тропики, а арктические широты», - признался начальник экспедиции Вячеслав Одинцов — newsvl.ru Выход в море экспедиции задержался на месяц, признались члены экипажа, потому что до последнего момента судно «Академик Опарин» стояло в ремонте — newsvl.ru Всего экспедиция продлилась 48 суток, поэтому экипаж спешил разгрузиться и отправиться по домам — newsvl.ru Уже в море ученые установлили, что граница придонных вод с положительными температурами сместилась в северную часть, а в южной части моря зафиксировали чрезвычайно высокую плотность донных организмов — newsvl.ru Куда НИС «Академик Опарин» (второе справа) отправится в следующий раз, ученые не предполагают - до 2020 года финансов на их экспедиции не предусмотрели — newsvl.ru