Новости Владивосток

Забытые аэродромы Владивостока: мыс Фирсова (ФОТО)

Шашлычная на месте стоянки самолётов и отвалы грунта вместо маневренных площадок. Это – бывший гидроаэродром «Мыс Фирсова». Располагался он, действительно, на одноимённом мысу в районе нынешней улицы Татарской и соседствовал с сухопутным аэродромом «Вторая речка».

Первые упоминания о данном аэродроме приходятся на начало 1940-х годов. С декабря 1948 года базировалось 38-е отдельное авиационное звено Гидрографической экспедиции 5-го ВМФ на самолётах МБР-2. Известно, что в 1949 году звено было расформировано, а личный состав и техника, скорее всего, были обращены на формирование 289-го отдельного противолодочного авиаполка ВВС ТОФ в бухте Суходол.

Гидроаэродром «Мыс Фирсова» начал строиться в долговременном варианте в 1940-м году. До того все сооружения были временными, строились из дерева, включая спуски в воду для гидросамолётов. По состоянию на 1942 год здесь уже имелась, так называемая, маневренная площадка для крылатых машин, большой ангар для них и ряд построек хозяйственно-бытового назначения.

Для размещения офицерского состава и семей авиаторов были возведены одно- и двухэтажные деревянные дома – ДНСы (дома начальствующего состава). Их каменные фундаменты и остатки печей можно до сих пор увидеть среди домов на улице Татарской. Для обеспечения топливом авиационной техники приспособили бывший полукапонир №23 Владивостокской крепости. В помещения для орудий расположили ёмкости с бензином. Защищённость этого объекта от поражения даже авиабомбой не вызывала сомнений. Территорию гидроаэродрома оцепили периметром из колючей проволоки и поставили часовых.

Постоянного присутствия всего личного состава и материальной части на аэродроме не требовалось. Хоть все сооружения и были капитальными, но аэродром являлся, скорее оперативным. То есть, временной площадкой для учебной и боевой работы морских разведывательных авиаполков. На период военных сборов здесь базировались и пограничники НКВД на самолётах МБР-2, и те же летающие лодки из 115-го отдельного морского разведывательного авиаполка на Океанской.

Большая маневренная площадка для летающих лодок находилась на северном берегу мыса Фирсова. От неё в воду уходил деревянный помост на металлических сваях – специальный спуск для гидросамолётов. По нему они, с помощью съёмного подкатного шасси вытягивались на акваторию, где запускали моторы и выруливали на взлет. Посадка осуществлялась в обратном порядке. Размеры водной взлётно-посадочной полосы составляли 3000 метров в обе стороны, то есть, окружность внушительных размеров. МБР-2 могли заходить на посадку с любой стороны, не боясь врезаться в сопку или склон берега, чем, например, рисковали истребители на аэродроме «Бухта Бабкина» на Русском острове. Зимой, когда акватория аэродрома замерзала, самолёты летали со льда.

С началом Великой Отечественной войны аэродром «Мыс Фирсова» ограниченно использовался гидроавиацией ВВС ТОФ. Основные полёты в пределах Владивостока проходили на Океанской, и в бухтах Патрокл и Воевода. Но самолёты на мысе Фирсова всё равно были, а сам аэродром действовал до конца 1950-х годов. Бывшие деревянные ДНСы снесли, а на их месте построили двухэтажные шлакоблочные дома для железнодорожников и военнослужащих. Их мы и можем увидеть в настоящее время. По воспоминаниям очевидцев, проживающих в этом бывшем военном городке на ул. Татарской, последние полёты летающих лодок Бе-6 можно было увидеть ещё в 1960 году, когда они иногда садились у берега.

Архивное описание данного аэродрома по состоянию на 1 июля 1942 года даёт некоторые технические сведения об этом аэродроме: «Подходы – открыт со всех сторон. Метеоданные – господствующее направление ветров: зимой – северные, летом – южные. Связь – телефон. Подъездные пути – шоссе и частично просёлочная дорога. Дополнительные сведения – глубина порядка 20 метров. Приливно-отливные колебания около 30 см. Замерзание в начале декабря, вскрытие в начале апреля. Работа со льда с 15 января по 15 марта. Водоснабжение из колодцев. Жилье – ДНС. Столовая оборудуется при работе части на гидроаэродроме».

В настоящее время мало, что напоминает о бывшем гидроаэродроме «Мыс Фирсова», кроме остатков бетонной площадки и руин КПП на въезде. Отдыхающие в шашлычной посетители забрасывают бутылками и мусором прилегающую к берегу территорию на этом историческом месте.

 

Ярослав Ливанский, Павел Левшов. Специально для VL.ru 
Улица Татарская - на месте казарм аэродрома — newsvl.ru Улица Татарская - на месте казарм аэродрома — newsvl.ru Остатки фундамента казарм — newsvl.ru Улица Татарская - на месте казарм аэродрома — newsvl.ru Орудийный полукапонир - бывшее хранилище горючего — newsvl.ru Бывшая маневренная площадка — newsvl.ru Спуск в воду — newsvl.ru Бывшие реммастерские — newsvl.ru Бывшая маневренная площадка — newsvl.ru Остатки КПП на въезде на аэродром — newsvl.ru
Улица Татарская - на месте казарм аэродрома — newsvl.ru Улица Татарская - на месте казарм аэродрома — newsvl.ru Остатки фундамента казарм — newsvl.ru Улица Татарская - на месте казарм аэродрома — newsvl.ru Орудийный полукапонир - бывшее хранилище горючего — newsvl.ru Бывшая маневренная площадка — newsvl.ru Спуск в воду — newsvl.ru Бывшие реммастерские — newsvl.ru Бывшая маневренная площадка — newsvl.ru Остатки КПП на въезде на аэродром — newsvl.ru
Полная версия сайта