Новости Владивосток

Забытые аэродромы Владивостока: Вторая речка (ФОТО)

Аэродром «Вторая речка» находился почти в самом центре Владивостока, в районе нынешних улиц Русская и Кутузова. Первые попытки основать здесь лётные части относятся к началу 1930-х годов. 

После окончания Гражданской войны в Приморье, на берегах Второй речки разместился Владивостокский объединенный авиаотряд. Вскоре он пополнился новыми для того времени самолетами У-2, П-5 и Ш-2, которые стали выполнять регулярные почтовые и санитарные рейсы, авиационно-химические работы, рыборазведку, обслуживали геологов и специалистов лесного хозяйства. Через некоторое время аэродром стал военным, а санитарно-транспортное подразделение переместилось на аэродром Озерные Ключи в городе Артеме. Оно стало называться 30-м транспортным авиаотрядом особого назначения.

Пик активности аэродрома на Второй речке приходится на 1940-е годы. Само лётное поле состояло из двух полос длиной 1150 и 1420 метров и имело форму перевёрнутой буквы «Т». Аэродром предназначался для истребительной и транспортной авиации. Отсюда проводились учебные полёты 2-й авиаэскадрильи 6-го истребительного авиаполка ВВС ТОФ. Сам полк базировался на аэродроме «Центральная-Угловая». Сюда садились и транспортные самолёты Ли-2. 

«Вторая речка» была базой сразу для нескольких авиационных частей: 2 АЭ 6 истребительного авиаполка, 122-я отдельная транспортная авиаэскадрилья, АЭ 593-го отдельного транспортного авиаполка, отдельный авиаотряд Управления ВВС, 14-й отдельный авиаотряд связи и 235-е отдельное авиазвено Лётной Инспекции. На стыке двух полос находились стоянки для самолётов. Заход на посадку производился, как со стороны современной улицы Бородинской, так и со стороны железной дороги или кольца Багратиона. 

Почти на стыке двух полос стояло одноэтажное здание Штаба звена управления ВВС ТОФ, оно и сохранилось до настоящего времени по адресу улица Русская, 72в, по соседству с торговым центром. Напротив него, в склоне сопки устроено хранилище боеприпасов. В документах нет точного упоминания, к чьему ведомству относились тоннельные склады, но бетонные конструкции 40-х годов прошлого столетия, усиление потолка и остатки рельсов для тележек и стеллажи, говорят о том, что здесь размещалось бомбовое вооружение. Между тем, бомбардировочных частей на Второй речке не было. И пока предназначение хранилища остаётся загадкой.

В середине 1940-х годов развитие «второреченского» военного аэродрома продолжалось быстрыми темпами. Полосу укрепили и стали обустраивать. На территории посёлка Рыбак, в районе нынешнего Дома Молодёжи, построили Управление ВВС ТОФ. За ним было огромное капустное поле, а ближе к железной дороге – бараки Дальлага, где содержали политзаключённых. 

Старое здание УВВС ТОФ просуществовало до начала 1950-х годов. Потом его перестроили в виде кирпичного трёхэтажного здания на повороте нынешней улицы Русской, а тогда в конце лётного поля. Новый штаб увенчивался маленькой башенкой КДП на крыше, которая предназначалась для управления полетами авиации. Управление Морской авиации Тихоокеанского флота и по сей день, занимает это здание, только башенка КДП не сохранилась – её снесли за ненадобностью. 

В другом конце полосы, в районе современного кольца Багратиона, строились деревянные домики для летно-подъемного и технического состава, были свои столовая и клуб размещались на летний период подготовки. 

Особо тревожное время для аэродрома «Вторая Речка» наступило в 1945 году во время войны с Японией. На поле перебазировали 2-ю и 3-ю эскадрильи 6-го истребительного авиаполка ВВС ТОФ с аэродрома «Центральная-Угловая». Новейшие скоростные истребители Ла-7 начали усиленную подготовку к боевым действиям. 

Всю ночь с 8 на 9 августа техники и летчики дежурили у машин. Были полностью заправлены бензобаки, загружен боекомплект и по нескольку раз проведена тщательная проверка. И вот, на рассвете 9 августа разом запустились моторы истребителей, подняв пыль на полосе. Поочерёдно, серые камуфлированные машины уходили на взлёт. Собравшись над Амурским заливом, истребители 6-го авиаполка взяли курс в заранее выделенные квадраты для плотной противовоздушной обороны на случай прорыва противника к Владивостоку. Руководство боевой работой полка осуществлялось из хорошо укрытого двухэтажного подземного командного пункта на горе Тигровой в центре Владивостока. 

Когда отгремели бои, самолеты вернулись на свои базы, и 26 сентября 1945 года за проявленную отвагу в боях с японскими империалистами, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава полк получил звание Гвардейского Гвардейское знамя и был переименован в 22-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

В начале 1960-х годов аэродром ликвидировали, и все самолёты разбросали по другим авиационным частям. Лётное поле стали застраивать жилыми домами, и сейчас только старожилы помнят, что здесь был один из самых больших аэродромов Владивостока.

Ярослав Ливанский, Павел Левшов - специально для VL.ru 

Обо всех заброшенных и закрытых аэродромах>>>
Хранилище боеприпасов	 — newsvl.ru Вход в хранилище — newsvl.ru Здание Штаба звена управления — newsvl.ru Здание Штаба звена управления — newsvl.ru Здание Штаба звена управления — newsvl.ru Бывшая взлетная полоса — newsvl.ru Бывшая взлетная полоса — newsvl.ru Бывшая основная ВПП — newsvl.ru Стык двух ВПП — newsvl.ru Здание управления ВВС ТОФ — newsvl.ru
Хранилище боеприпасов	 — newsvl.ru Вход в хранилище — newsvl.ru Здание Штаба звена управления — newsvl.ru Здание Штаба звена управления — newsvl.ru Здание Штаба звена управления — newsvl.ru Бывшая взлетная полоса — newsvl.ru Бывшая взлетная полоса — newsvl.ru Бывшая основная ВПП — newsvl.ru Стык двух ВПП — newsvl.ru Здание управления ВВС ТОФ — newsvl.ru
Полная версия сайта