Новости Владивосток

Последнее плавание: как «доживают» свои дни списанные суда в Приморье

Проблема утилизации списанного флота остро стоит в Приморье. Десятки брошенных судов разной степени затопленности ждут, когда их разберут на составляющие, однако в России до сих пор нет закона, обязывающего судовладельца утилизировать списанное плавсредство. Отслужившие суда в Приморье в лучшем случае свозят в отдаленные бухты, а в худшем – бросают посреди рейда.

Несколько точек на карте Приморья – живописные места, где из воды торчат остовы военных кораблей и гражданских судов. Своеобразные кладбища – памятники безнаказанности.

Утилизировать судно или корабль необходимо для защиты окружающей среды. В России с сентября 2010 года действует Постановление № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта». Согласно документу, утилизировать суда обязан собственник, причем в специализированных местах: судоверфях с оборудованными доками, с предоставлением кипы документов и сертификатов.

Отправляя судно «на разделку», владелец должен немало заплатить за работу компании, оказывающей эту услугу. Разумеется, владельцы стараются избежать дополнительных расходов на «мертвое» плавсредство, поэтому практика утилизации судов в своих портах у нас не прижилась. «Центрами» по утилизации старых судов являются Индия, Пакистан, Бангладеш и Турция. Здесь дешевле, но не все суда могут проделать подобное путешествие из Приморья без привлечения дополнительных сил и средств.

Кодекс торгового мореплавания гласит, что «собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана морского торгового порта или капитана морского рыбного порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его». Существует также международная конвенция по страхованию судов на случай их гибели и затопления, принятая в 2015 году. В Японии, например, требуется, чтобы все суда, заходящие в ее воды, были застрахованы. В этом случае затонувшее судно будет поднимать страховая компания и расходы с собственника будет взимать она же. Но Россия к конвенции не присоединилась, поэтому портовым властям остается только бегать за собственником или разыскивать его по всем возможным каналам и просить убрать судно.

Обязать судовладельца администрация порта может только через суд. Но если собственником является иностранное лицо или хозяин скрывается, то никаких инструментов воздействия на него нет. Именно поэтому в бухтах Приморья появляются новые «кладбища кораблей».

Хасанский район

Много судов навсегда осталось в Хасанском районе. Самым известным кладбищем является, пожалуй, бухта Витязь. История бухты с советских времен красноречиво показывает противостояние военных и научных интересов.

В середине прошлого века бухта Витязь была военной территорией, где базировались дизельные подлодки. Дно бухты для них углубляли, а на берегу строили базу и налаживали инфраструктуру. Полуразрушенные бетонные пирсы, плавучие причалы, дом начальствующего состава – все эти «артефакты» до сих пор сохранились, правда, в весьма плачевном состоянии.

В 70-х годах здесь построили лаборатории ДВО РАН, привезли глубоководные аппараты и закупили зверобойные шхуны финской постройки – их переоборудовали под плавучие лаборатории и переименовали в дальневосточных морских млекопитающих – «Ларгу», «Лахтака», «Крылатку» и «Белька». В «Крылатке» была оборудована водолазная, в «Ларге» жили сами научные работники. В 80-х военные и ученые работали вместе, в Витязе был создан военный дельфинарий

Позже научную базу стал как будто преследовать злой рок: сначала сгорела «Ларга», при пожаре погиб один из научных сотрудников. Затем пламя уничтожило «Крылатку» вместе с водолазной базой. Шхуну «Белек» переименовали в «Саламандру» и вытащили на берег.  Ученые превратили ее в наблюдательный пункт, но позже и она пострадала от огня: по свидетельствам очевидцев, внутри корпуса проводились сварочные работы и начался пожар. Еще одно судно, вероятно, «Лахтак», затонуло на глубине 12 метров на входе в бухту.

Недалеко от маяка Гамова на дне лежит научно-исследовательское судно «Кварц»: оно натолкнулось на подводную скалу в районе Камня опасности. Теперь на судне живут колонии морских моллюсков и прочей донной живности. Аналогично погиб сейнер «Лысьва» в 1972 году – лежит на дне в сотне-другой метров от мыса Шульца. Вместе с ним покой на дне нашли 11 рыбаков. Сейнер долго считался пропавшим без вести. По одной из версий судно подорвалось на мине во время траления, по другой – налетело на скалы. 

В районе мыса Гамова, довольно опасного для судоходства района, пароход «Владимир», принадлежавший компании Шевелева, 1906 года постройки, налетел в тумане на «банку» и остался здесь навеки.

Еще одно красивое, но малодоступное для туриста место – граница с Северной Кореей, устье реки Туманган. Здесь находится кладбище северокорейских шхун. Это пограничная зона, поэтому для проезда и прохода требуется специальное разрешение. Дорога от поселка Хасан к самой границе, что называется, «так себе». Береговая линия песчаная, а в песок зарыты лодочки и джонки нарушителей государственной границы. Среди задержанных Погрануправлением ФСБ встречались и потерявшие ориентацию в тумане «судоводы», и перебежчики, и браконьеры. Самих нарушителей при поимке депортируют на родину, а вот плавсредства остаются на российском берегу и доживают здесь свой невеселый век.

Фокино

В заливе Абрек есть закрытое кладбище кораблей. Здесь, на одной из многочисленных стоянок ТОФ, ждут разделки на металл бывшие вспомогательные суда военно-морского флота. Проход сюда закрыт.

Два больших судна стоят у причала со срезанными металлическими частями палубных построек. Это средний морской танкер «Егорлык», построенный в 1968 году, и морской наливной танкер «Тагил» 1976 года постройки. Оба были списаны ТОФ в 2007-м, а до того входили в состав бригады обеспечения флота. Рядом с ними впритирку стоит пара судов поменьше.

С другой стороны бухты в ожидании модернизации стоит тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев». С конца 90-х годов прошлого века ждут ремонта эсминцы – «Боевой» и «Безбоязненный». Большой десантный корабль «Александр Николаев» будет утилизирован, списанные плавучие мастерские переоборудованы под мишени для действующего флота. 

Владивосток

Приморская столица тоже богата затопленными и брошенными судами. Часть из них все еще находится в городской черте, у причальных стенок и на рейде.

В советское время корабли и подводные лодки топили прямо в бухте Улисс. Их выводили на середину акватории, поджигали, а потом остатки разрезали. Примерно так выглядела военная утилизация. Сейчас в Улиссе стоят сухогрузы «Ирбит» и «Уфа». Тут же базируется танкер «Владимир Колечицкий». И были они приписаны к Тихоокеанскому флоту, и стали не нужны, и ждут утилизации. На них, поскольку суда базируются у причалов, все еще стоят вахтенные и есть какой-никакой приписанный экипаж. Но с самих судов давно уже срезано все ценное, а выйти в море снова они не смогут.

Самое известное владивостокское кладбище уже не является таковым, поскольку с судов в бухте Труда в момент подготовки к саммиту АТЭС срезали все, что могли и не могли. Когда-то здесь была «утилизационная база» того же Тихоокеанского флота. Суда ждали разделки на металл еще с 70-х годов прошлого века. На 2000-й год здесь находилось 42 судна разных проектов и назначений: гидрографические суда, сейнеры, военные корабли без вооружения, даже подводные лодки. Первая фаза «распила» произошла в 2006-2007 годах, когда бухту открыли. Металлисты срезали все надводные детали судов, а кое-где добрались и до подводных частей остовов.

В 2013 году к свалке неизвестным образом добавилось еще несколько гражданских судов, а затем прибыла и вторая волна металлистов. Сейчас над водой уже практически не осталось никаких следов кладбища, однако на дне все еще лежат останки судов. Бухту за этот потрясающий мрачноватый вид ценят любители сапсерфинга.

Еще одно кладбище было когда-то в проливе Старка, но и там побывали охотники за металлом, которые срезали все надводные части судов. То, что осталось, говорят, ушло в песок – не найти. В районе мыса Тобизина есть затонувший самолет. Несколько брошенных плавсредств стоят на острове Попова.

На Рейнеке возле утеса Красная скала лежит проржавевший насквозь немецкий ледокол «Пересвет». Вернее, назывался он Castor, пока не попал во время Второй мировой войны под бомбардировку и не был передан Союзу в качестве трофея. В 50-х годах обновленный «Пересвет» попал на Дальний Восток, где служил до середины 70-х. Потом, как это часто случается у скалистых берегов, напоролся на камни и остался на них лежать. Долгое время служил мишенью для военно-морского флота, как танки на Желтухина. Изрешечен снарядами и изрядно потрепан металлистами. 

Затопленные суда есть по всему заливу Петра Великого, вплоть до острова Аскольд, многие из них связаны с историей освоения берегов Приморья на рубеже 19-20 веков. Еще больше – относятся к эпохе «военизированного» Приморья – суда и военные корабли Тихоокеанского флота. Многие стали жертвами вандалов, а иные все еще смотрят в море и тщетно ждут новый экипаж и новые задачи.   

Многие лежат тут годами за ненадобностью — newsvl.ru Экипаж депортируют на родину, лодка остается в России — newsvl.ru На границе с КНДР покоятся около десятка судов — newsvl.ru Финские шхуны служили научными лабораториями — newsvl.ru У ученых шхуна называлась «Белек» — newsvl.ru Сюда ТОФ сгонял отслужившие суда и корабли — newsvl.ru «Тагил» и «Егорлык» списаны в 2007 году — newsvl.ru Служил мишенью для ВМФ и желанной целью для металлистов — newsvl.ru Кладбище северокорейских шхун в Хасанском районе — newsvl.ru Здесь доживают свои дни лодки браконьеров из Северной Кореи — newsvl.ru Место запретное, находится в пограничной зоне — newsvl.ru Кладбище шхун находится в самой южной точке Приморья — newsvl.ru Выглядит кладбище довольно необычно — newsvl.ru Песок и ветер потрудились над судами — newsvl.ru Самое известное кладбище — в бухте Витязь — newsvl.ru Остовы зверобойных шхун финской постройки в Хасанском районе — newsvl.ru Несколько пожаров почти полностью уничтожили деревянные суда — newsvl.ru Самая знаменитая шхуна — то ли «Крылатка», то ли «Воямполка» — newsvl.ru Две шхуны лежат у самого берега — newsvl.ru «Воямполка» — река на Камчатке — newsvl.ru Также существовала и другая расшифровка — военная яхта морского полка — newsvl.ru Погода и туристы постепенно разрушают остовы шхун — newsvl.ru Всего в Витязе находится пять шхун — newsvl.ru «Воямполку» хотели вытащить на берег, но получилось только посадить на мель — newsvl.ru Шхуна «Саламандра» — newsvl.ru Ее единственную вытащили на берег — newsvl.ru «Белек» — «Саламандра» сгорела из-за неудачных сварочных работ — newsvl.ru Шхуна служила наблюдательным пунктом — newsvl.ru Сгоревшие останки шхуны стоят возле бывшего зимнего бассейна для дельфинов — newsvl.ru В теплое время года днище шхуны служит домом для морской живности — newsvl.ru У этой шхуны сохранилась мачта с «вороньим гнездом» — newsvl.ru «Саламандра» находится на частной территории — newsvl.ru Самое знаменитое кладбище кораблей во Владивостоке — бухта Труда — newsvl.ru В начале века здесь покоилось более 40 судов — newsvl.ru С 70-х годов отслужившие суда ждали утилизации — newsvl.ru Металлисты спилили все, что было над водой — newsvl.ru В бухте Труда покоятся эсминцы, гидрографы, катера и даже подводные лодки — newsvl.ru Стоянка вспомогательных судов ТОФ в заливе Абрек — newsvl.ru Самые большие здесь — танкеры «Тагил» и «Егорлык» — newsvl.ru Проход к судам закрыт — newsvl.ru Рядом впритирку стоят суда поменьше — newsvl.ru Напротив, в Абреке — военное кладбище — newsvl.ru Ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» уже много лет ждет модернизации — newsvl.ru Немецкий ледокол «Пересвет» лежит на острове Рейнеке с 70-х годов — newsvl.ru Сухогрузы «Ирбит» и «Уфа» в бухте Улисс — newsvl.ru
Многие лежат тут годами за ненадобностью — newsvl.ru Экипаж депортируют на родину, лодка остается в России — newsvl.ru На границе с КНДР покоятся около десятка судов — newsvl.ru Финские шхуны служили научными лабораториями — newsvl.ru У ученых шхуна называлась «Белек» — newsvl.ru Сюда ТОФ сгонял отслужившие суда и корабли — newsvl.ru «Тагил» и «Егорлык» списаны в 2007 году — newsvl.ru Служил мишенью для ВМФ и желанной целью для металлистов — newsvl.ru Кладбище северокорейских шхун в Хасанском районе — newsvl.ru Здесь доживают свои дни лодки браконьеров из Северной Кореи — newsvl.ru Место запретное, находится в пограничной зоне — newsvl.ru Кладбище шхун находится в самой южной точке Приморья — newsvl.ru Выглядит кладбище довольно необычно — newsvl.ru Песок и ветер потрудились над судами — newsvl.ru Самое известное кладбище — в бухте Витязь — newsvl.ru Остовы зверобойных шхун финской постройки в Хасанском районе — newsvl.ru Несколько пожаров почти полностью уничтожили деревянные суда — newsvl.ru Самая знаменитая шхуна — то ли «Крылатка», то ли «Воямполка» — newsvl.ru Две шхуны лежат у самого берега — newsvl.ru «Воямполка» — река на Камчатке — newsvl.ru Также существовала и другая расшифровка — военная яхта морского полка — newsvl.ru Погода и туристы постепенно разрушают остовы шхун — newsvl.ru Всего в Витязе находится пять шхун — newsvl.ru «Воямполку» хотели вытащить на берег, но получилось только посадить на мель — newsvl.ru Шхуна «Саламандра» — newsvl.ru Ее единственную вытащили на берег — newsvl.ru «Белек» — «Саламандра» сгорела из-за неудачных сварочных работ — newsvl.ru Шхуна служила наблюдательным пунктом — newsvl.ru Сгоревшие останки шхуны стоят возле бывшего зимнего бассейна для дельфинов — newsvl.ru В теплое время года днище шхуны служит домом для морской живности — newsvl.ru У этой шхуны сохранилась мачта с «вороньим гнездом» — newsvl.ru «Саламандра» находится на частной территории — newsvl.ru Самое знаменитое кладбище кораблей во Владивостоке — бухта Труда — newsvl.ru В начале века здесь покоилось более 40 судов — newsvl.ru С 70-х годов отслужившие суда ждали утилизации — newsvl.ru Металлисты спилили все, что было над водой — newsvl.ru В бухте Труда покоятся эсминцы, гидрографы, катера и даже подводные лодки — newsvl.ru Стоянка вспомогательных судов ТОФ в заливе Абрек — newsvl.ru Самые большие здесь — танкеры «Тагил» и «Егорлык» — newsvl.ru Проход к судам закрыт — newsvl.ru Рядом впритирку стоят суда поменьше — newsvl.ru Напротив, в Абреке — военное кладбище — newsvl.ru Ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» уже много лет ждет модернизации — newsvl.ru Немецкий ледокол «Пересвет» лежит на острове Рейнеке с 70-х годов — newsvl.ru Сухогрузы «Ирбит» и «Уфа» в бухте Улисс — newsvl.ru
Полная версия сайта