Новости Владивосток

Забытые аэродромы Владивостока: Шамора

Один из самых известных аэродромов Владивостока находится почти на берегу популярного места отдыха горожан – бухты Шамора. Асфальтированная взлётно-посадочная полоса, аэродромное хозяйство из металлических контейнеров да несколько спортивных самолётов - вот, пожалуй, и все, что тут есть.

Сейчас тут базируется аэроклуб «Озёрные ключи», который занимается экскурсионными полётами на самолётах Як-18Т и Ан-2. Кроме того, здесь часто проводятся тренировки и соревнования по драг-рейсингу.

Исторических сведений об аэродроме мало. Известно, что полевой аэродром «Шамора» был построен в 1943 году как временная площадка для разных типов самолётов. Предназначался же он, в основном, для истребительной авиации.

Сам аэродром выглядел, как утрамбованное ровное поле. На его краю располагались земляные капониры для укрытия истребителей, землянки личного состава и столовая. Здесь же протекал ручей, из которого питались аэродромные колодцы. При посадке и взлёте самолётов на полосе выкладывалось посадочное «Т», после гашения скорости машины рулили к лесу, где и ставились на стоянку силами личного состава. Здесь же, на краю поля, размещался командный пункт аэродрома в виде большой землянки и наблюдательной вышки. Рядом с аэродромом находилась береговая артиллерийская батарея.

В документах Центрального военно-морского архива с аэродромом «Шамора» связаны упоминания о нескольких вынужденных посадках на него, вызванными отказами материальной части в воздухе, и аварией летающей лодки МБР-2, едва не закончившейся гибелью экипажа.

27 января 1945 года при маршрутном полёте вдоль береговой черты, со стороны бухты Патрокл, самолёт МБР-2 №133172 из 63-й отдельной авиаэскадрильи ВВС ТОФ во время выполнения задания по навигационной, бомбардировочной и тактической подготовке разбился при посадке на лес в 150 метрах западнее аэродрома «Шамора». Экипаж остался невредим, несмотря на то, что самолёт скапотировал и перевернулся вверх днищем. Причиной стала потеря высота из-за охлаждения мотора и сброса оборотов. Не дотянув всего 150 метров до ВПП аэродрома, экипаж принял решение пытаться посадить машину на мелкие деревья.

А 1 августа 1945 года, рядом с аэродромом, в сопку врезалась «Каталина» 16-го ОМРАП, базирующегося в бухте Суходол. Причиной стал сильный туман, закрывший перевалы и аэродром. В результате катастрофы погибли 5 членов экипажа. Их имена увековечены на памятной доске у остановки «Шаморский перевал».

В виде грунтовой полосы аэродром просуществовал до 1960-х годов, его покрывали металлическими плитами и он использовался для разнотипной авиации, включая санитарную и спасательную. И сейчас он продолжает использоваться по своему прямому назначению, несмотря на полузаброшенный вид.  
Взлетно-посадочная полоса Шаморы — newsvl.ru Взлетно-посадочная полоса Шаморы — newsvl.ru В окрестностях аэродрома — newsvl.ru Взлетно-посадочная полоса Шаморы — newsvl.ru Шамора функционирует и сегодня — newsvl.ru Аэродром выглядит полузаброшенным — newsvl.ru Аэродром выглядит полузаброшенным — newsvl.ru Шамора функционирует и сегодня — newsvl.ru Шамора функционирует и сегодня — newsvl.ru Шамора функционирует и сегодня — newsvl.ru Аэродром выглядит полузаброшенным — newsvl.ru Аэродром выглядит полузаброшенным — newsvl.ru Аэродром выглядит полузаброшенным — newsvl.ru Шамора функционирует и сегодня — newsvl.ru Авария МБР-2 в 1945 году — newsvl.ru
Взлетно-посадочная полоса Шаморы — newsvl.ru Взлетно-посадочная полоса Шаморы — newsvl.ru В окрестностях аэродрома — newsvl.ru Взлетно-посадочная полоса Шаморы — newsvl.ru Шамора функционирует и сегодня — newsvl.ru Аэродром выглядит полузаброшенным — newsvl.ru Аэродром выглядит полузаброшенным — newsvl.ru Шамора функционирует и сегодня — newsvl.ru Шамора функционирует и сегодня — newsvl.ru Шамора функционирует и сегодня — newsvl.ru Аэродром выглядит полузаброшенным — newsvl.ru Аэродром выглядит полузаброшенным — newsvl.ru Аэродром выглядит полузаброшенным — newsvl.ru Шамора функционирует и сегодня — newsvl.ru Авария МБР-2 в 1945 году — newsvl.ru
Полная версия сайта