Новости Владивосток

Забытые аэродромы Владивостока: «Океанская Западная» — герой Хасанских боев

Остатки бетонных оснований, маневренных площадок и спусков в воду – это всё, что сегодня осталось от гидроаэродрома «Океанская Западная» - следующая страница рубрики "Забытые аэродромы Владивостока" на VL.ru.

Выше стоянок самолётов разместился Военный Дом отдыха «Сокол» и бывшие ДОСы – дома офицерского состава. Почти у каждого из этих сооружений своя история.

Первой авиационной частью, базировавшейся здесь, стал 55-й отдельный морской разведывательный авиаотряд. Он прибыл на ст. Океанская под Владивостоком в сентябре 1933 года и вошел в состав ВВС Морских сил Дальнего Востока.

В январе 1936 г. 55-й ОМРАО перевооружился на самолеты МБР-2, а в октябре отряд был переформирован в 27-ю морскую ближнеразведывательную авиационную эскадрилью по штату №39/407 имеющую на вооружении 19 самолетов МБР-2. Здесь же, на соседней площадке размещались самолёты 3-й дальнеразведывательной авиаэскадрильи.

В мае 1938 года произошло окончательное формирование единой части и на базе 3 и 27 АЭ был создан 115-й отдельный морской ближнеразведывательный авиаполк ВВС Тихоокеанского флота, которому суждено было вписать яркие страницы в историю Морской авиации.

Первое участие в боевых действиях полк принял во время Хасанских боёв, когда летающие лодки МБР-2 садились прямо на поверхность озера Хасан и вывозили раненых бойцов в госпиталь на ст. Океанская. В годы войны основными задачами полка были воздушная разведка и противолодочный поиск в заливе Петра Великого. С сентября 1943 г. на вооружение одной из эскадрилий полка начали поступать РВУ-6А "Каталина" и РВN-1 "Номад", полученные по ленд-лизу из США.

С началом военных действий с Японией полк активно включился в боевую работу. Летающие лодки МБР-2 9 и 10 августа 1945 г. наносили удары по корейскому порту Расин. Приказом Верховного Главнокомандующего №0501 от 15.09.1945 г. за мужество и героизм, проявленные личным составом полка в боях с милитаристской Японией и за отличие в боях при освобождении корейского города Юки, ему было присвоено почетное наименование "Юкинский". Самолёты МБР-2 продолжали летать до конца 1940-х годов. Иногда происходили и катастрофы.

Так, при ночных маршрутных полётах 19 февраля 1947 года на аэродром не вернулись сразу три «амбарчика». Организованные поиски позволили найти одну лодку на склоне горы Пидан. Из её обломков выбрались и вернулись в часть лётчик и стрелок-радист, принеся на себе погибшего штурмана Николая Васильевича Нежигая. Ещё один, пропавший без вести в эту злополучную ночь, МБР-2 нашёл поисковый отряд «АвиаПоиск» в мае 2011 года. Останки трёх членов экипажа, участников войны с Японией – Николая Гордиенко, Николая Захарова и Степана Полина, были найдены на месте трагедии. Остаётся не найденным третий самолёт.

Процесс подготовки к полёту гидросамолёта был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега. После этого матросы убирали тележки шасси из-под днища машины, и она выруливала на старт, набирая разгон. Посадка производилась в обратном порядке.

С 15 июля 1950 г. 115 ОМРАП был переформирован в 539 отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью, вооруженную самолетами РВN-1 и РВУ-6А. К 30 декабря 1955г. 539 ОМДРАЭ была перевооружена на самолеты Бе-6, которые и летали с Океанской до 15 июля 1960 года, когда эскадрилью полностью расформировали на основании директивы Генштаба ВМФ.

Линейка авиационной техники, летавшей с аэродрома «Океанская Западная»: МБР-4 – МБР-2 - РВУ-6А и РВN-1 – Бе-6.

Сейчас о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны. На стенах бывших домов офицерского состава местами сохранились даже эмблемы ВВС. После расформирования части, почти все военнослужащие и их семьи разъехались из гарнизона.

Фотографии из семейного архива бывшего командира 539-й ОМДРАЭ ВВС ТОФ, Калинина Виктора Павловича, сделанные в 1957-1960 гг. и предоставленные его сыном Александром, публикуются впервые.


Ярослав Ливанский - специально для VL.ru.

Все выпуски рубрики "Забытые аэродромы Владивостока"
Океанская Западная. Обслуживание самолёта Бе-6. Фото из личного архива Калинина — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru На стенах бывших домов офицерского состава местами сохранились даже эмблемы ВВС — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru Первой авиационной частью, базировавшейся здесь, стал 55-й отдельный морской разведывательный авиаотряд. Он прибыл на ст. Океанская под Владивостоком в сентябре 1933 года и вошел в состав ВВС Морских сил Дальнего Востока — newsvl.ru Первой авиационной частью, базировавшейся здесь, стал 55-й отдельный морской разведывательный авиаотряд. Он прибыл на ст. Океанская под Владивостоком в сентябре 1933 года и вошел в состав ВВС Морских сил Дальнего Востока — newsvl.ru Первой авиационной частью, базировавшейся здесь, стал 55-й отдельный морской разведывательный авиаотряд. Он прибыл на ст. Океанская под Владивостоком в сентябре 1933 года и вошел в состав ВВС Морских сил Дальнего Востока — newsvl.ru Первой авиационной частью, базировавшейся здесь, стал 55-й отдельный морской разведывательный авиаотряд. Он прибыл на ст. Океанская под Владивостоком в сентябре 1933 года и вошел в состав ВВС Морских сил Дальнего Востока — newsvl.ru Первое  участие в боевых действиях полк принял во время Хасанских боёв, когда летающие лодки МБР-2 садились прямо на поверхность озера Хасан  и вывозили раненых бойцов в госпиталь  на ст. Океанская — newsvl.ru Первое  участие в боевых действиях полк принял во время Хасанских боёв, когда летающие лодки МБР-2 садились прямо на поверхность озера Хасан  и вывозили раненых бойцов в госпиталь  на ст. Океанская — newsvl.ru Первое  участие в боевых действиях полк принял во время Хасанских боёв, когда летающие лодки МБР-2 садились прямо на поверхность озера Хасан  и вывозили раненых бойцов в госпиталь  на ст. Океанская — newsvl.ru Первое  участие в боевых действиях полк принял во время Хасанских боёв, когда летающие лодки МБР-2 садились прямо на поверхность озера Хасан  и вывозили раненых бойцов в госпиталь  на ст. Океанская — newsvl.ru Процесс подготовки к полёту гидросамолёта  был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории  со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега — newsvl.ru Процесс подготовки к полёту гидросамолёта  был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории  со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега — newsvl.ru Процесс подготовки к полёту гидросамолёта  был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории  со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега — newsvl.ru Процесс подготовки к полёту гидросамолёта  был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории  со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега — newsvl.ru Процесс подготовки к полёту гидросамолёта  был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории  со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега — newsvl.ru Аэродром Океанская. Тревога — newsvl.ru 22. 9 августа 1945 г. Океанская. Подготовка МБР-2 к боевому вылету — newsvl.ru Океанская Западная. На фоне самолёта Бе-6. Из личного архива Калинина — newsvl.ru
Океанская Западная. Обслуживание самолёта Бе-6. Фото из личного архива Калинина — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru На стенах бывших домов офицерского состава местами сохранились даже эмблемы ВВС — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru Сейчас  о некогда серьёзном гидроаэродроме напоминают лишь разбитые и заросшие маневренные площадки и обжитые  ДОСы. Большинство домов приведено в порядок и в них проживают обычные гражданские семьи, а улицы носят не номера, а названия – Гражданская, Есенина, Коммуны — newsvl.ru Первой авиационной частью, базировавшейся здесь, стал 55-й отдельный морской разведывательный авиаотряд. Он прибыл на ст. Океанская под Владивостоком в сентябре 1933 года и вошел в состав ВВС Морских сил Дальнего Востока — newsvl.ru Первой авиационной частью, базировавшейся здесь, стал 55-й отдельный морской разведывательный авиаотряд. Он прибыл на ст. Океанская под Владивостоком в сентябре 1933 года и вошел в состав ВВС Морских сил Дальнего Востока — newsvl.ru Первой авиационной частью, базировавшейся здесь, стал 55-й отдельный морской разведывательный авиаотряд. Он прибыл на ст. Океанская под Владивостоком в сентябре 1933 года и вошел в состав ВВС Морских сил Дальнего Востока — newsvl.ru Первой авиационной частью, базировавшейся здесь, стал 55-й отдельный морской разведывательный авиаотряд. Он прибыл на ст. Океанская под Владивостоком в сентябре 1933 года и вошел в состав ВВС Морских сил Дальнего Востока — newsvl.ru Первое  участие в боевых действиях полк принял во время Хасанских боёв, когда летающие лодки МБР-2 садились прямо на поверхность озера Хасан  и вывозили раненых бойцов в госпиталь  на ст. Океанская — newsvl.ru Первое  участие в боевых действиях полк принял во время Хасанских боёв, когда летающие лодки МБР-2 садились прямо на поверхность озера Хасан  и вывозили раненых бойцов в госпиталь  на ст. Океанская — newsvl.ru Первое  участие в боевых действиях полк принял во время Хасанских боёв, когда летающие лодки МБР-2 садились прямо на поверхность озера Хасан  и вывозили раненых бойцов в госпиталь  на ст. Океанская — newsvl.ru Первое  участие в боевых действиях полк принял во время Хасанских боёв, когда летающие лодки МБР-2 садились прямо на поверхность озера Хасан  и вывозили раненых бойцов в госпиталь  на ст. Океанская — newsvl.ru Процесс подготовки к полёту гидросамолёта  был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории  со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега — newsvl.ru Процесс подготовки к полёту гидросамолёта  был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории  со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега — newsvl.ru Процесс подготовки к полёту гидросамолёта  был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории  со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега — newsvl.ru Процесс подготовки к полёту гидросамолёта  был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории  со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега — newsvl.ru Процесс подготовки к полёту гидросамолёта  был комплексным и непростым. Он обязательно включал осмотр акватории  со специального катера и постановку буйков, обозначающих взлётную полосу. После этого летающая лодка на подкатном шасси скатывалась в воду со слипов – бетонных спусков и отходила на некоторое расстояние от берега — newsvl.ru Аэродром Океанская. Тревога — newsvl.ru 22. 9 августа 1945 г. Океанская. Подготовка МБР-2 к боевому вылету — newsvl.ru Океанская Западная. На фоне самолёта Бе-6. Из личного архива Калинина — newsvl.ru
Полная версия сайта