Новости Владивосток

«Адмиральский» остров: как идеолог круглых броненосцев и герой Крымской войны оставил след на карте Приморья

В черте Владивостока есть три острова, имеющих постоянное население. Самый большой из них – Русский. Самый дальний – Рейнеке. А между ними – остров Попова, отделённый от Русского острова проливом Старка, а от острова Рейнеке – проливом Рейнеке. Своё название он получил в честь контр-адмирала Андрея Александровича Попова, участника обороны Севастополя во время Крымской войны.

Первое русское название острова – Рында. Впервые оно появилось на карте Константина Фаддеевича Будогосского, но вскоре заменилось адмиральской фамилией. Остров большинству известен как одно из мест отдыха у моря и тем, что когда-то на нём действовал рыбозавод.

В советское время на острове были возведены сооружения береговой и противодесантной обороны: 180-мм батарея № 901 и ряд различных долговременных огневых точек. В дальнейшем долгое время на острове находились военные, но это совсем другая история, а сейчас – об Андрее Александровиче Попове.

Родился будущий адмирал в 1821 году в семье Александра Андреевича Попова. Отец его управлял Охтинской верфью и был известным кораблестроителем, а его отец в свою очередь служил в Корпусе флотских штурманов. Поэтому связь с флотом в семье контр-адмирала была весьма сильная.

В 1830 году, когда Попову ещё не было и 10 лет, его отдали в морскую роту Александровского корпуса. Заведение это было начальным, и в задачи его входила подготовка подростков к военной службе. Располагалось оно в Царском селе, что было очень удобно для семьи Поповых, жившей в Санкт-Петербурге. Корпус был открыт летом 1830 года. Первоначально обучение длилось пять лет, затем три.

После Попов перешёл на учёбу в Морской кадетский корпус, где в 1837 году, перейдя в старший класс, получил чин гардемарина. Тогда же Андрей Александрович прошёл службу в рамках учёбы на кораблях Балтийского моря. В 1838 году он окончил учёбу и получил чин мичмана, после чего зачислился на службу в состав 32-го флотского экипажа Черноморского флота. За период службы на Чёрном море молодой мичман принимал участие и в операциях против сил Шамиля.

В начале 1850-х годов, будучи уже в чине лейтенанта, Попов, командуя вооружённым пароходом «Метеор», получил задание провести опись укреплений Босфора по заданию начальника штаба Черноморского флота Владимира Алексеевича Корнилова. С этим заданием Андрей Александрович успешно справился, предоставив руководству подробный отчёт об имевшихся укреплениях. Во время начавшейся вскоре Крымской войны Попов состоял при штабе Владимира Алексеевича Корнилова и Павла Степановича Нахимова на должности офицера по особым поручениям.

В первые годы войны, 1853-1854, командовал несколькими кораблями. Один из них был колёсный пакетботный пароход «Эльборус», на котором он крейсировал у турецких берегов. Во время этих действий были потоплены два турецких коммерческих брига и захвачена кочерма (небольшое парусное судно). Позднее, во время второго выхода, был утоплен другой бриг.

Ещё одним судном, которое было под командованием Попова, стал пароход «Андия», построенный в Англии в 1846 году и купленный тогда же для нужд Новороссийской экспедиции. Этот пароход был затоплен во время бомбардировки Одессы англо-французским флотом в апреле 1854 года.

Третьим судном, которым командовал Андрей Алексеевич, был трофейный турецкий колёсный пароход «Меджари-Теджарет», получивший в составе русского флота сначала название «Щёголь», а затем «Турок». Под последним названием он и достался Попову под командование.

В сентябре 1854 года в чине капитан-лейтенанта Попов, командуя пароходом «Тамань», прорвался из Севастополя в Одессу. Загрузившись там необходимым для обороняющихся, вернулся обратно. Во время этого прорыва было потоплено турецкое судно.

Следующим эпизодом в войне для Попова становится служба на берегу, где он подключился к работе по установке на берегу пушек, снятых с кораблей. Под его началом на входе на севастопольский рейд было установлено боновое заграждение. Помимо этого, под его руководством подготовлены два брандера (судно с грузом горючего или взрывчатки, предназначенное для атаки на вражеские корабли). За успешные действия Попов был произведён в капитаны 2-го ранга. Конец войны Андрей Александрович встретил в звании капитана 1-го ранга на службе на Балтике. За действия во время войны Попова наградили несколькими орденами и золотым оружием «За храбрость».

В 1856 году он получил назначение на должность начальника штаба Кронштадтского порта, на которой находился до 1858 года. Затем отправился на Дальний Восток в качестве командующего отрядом, в состав которого входили корветы «Рында» и «Гридень», а также клипер «Опричник». Отряд побывал у берегов Японии, а затем вернулся в Приморье, где занимался исследованием побережья. Также в 1859 году корабли побывали с визитом в Сан-Франциско, после чего вернулись обратно на запад Российской империи.

В 1861 году Попов получил чин контр-адмирала и занялся переделкой парусных судов в винтовые. В том же году он снова был отправлен на Дальний Восток – на должность командующего отрядом судов Балтийского флота, переброшенным на Тихий океан и ставшим первой эскадрой Тихого океана. На этой должности он сменил капитана 1-го ранга Ивана Фёдоровича Лихачёва. К новому месту службы прибыл в январе 1862 года. Командуя эскадрой, находился у берегов Северной Америки, где в то время шла Гражданская война в США. Одной из целей присутствия русских кораблей было недопущения участия Англии в той войне. Вторая русская эскадра в то время находилась у атлантического побережья Америки.

Позднее Попов занялся научной работой, и тут как следует проявилось то, что Андрей Александрович был из семьи кораблестроителя. В 1867 году именно его проект победил в конкурсе на проектирование нового монитора (низкобортные броненосные корабли с артиллерийским вооружением, преимущественно прибрежного или речного действия) для Императорского флота. Результатом стало строительство броненосца «Пётр Великий». Корабль создавался для действий в море. Был заложен в 1869 году, а имя своё получил в 1872 году – в день 200-летия императора Петра I. До этого имел название «Крейсер». На его вооружении в качестве главного калибра были четыре 305-мм пушки с длиной ствола в двадцать калибров. Располагались они в башнях, броня которых была толщиной в 14 дюймов. В составе флота броненосец прослужил достаточно долго и был исключён из состава флота в 1959 году, хотя с 1921-го был по своей сути плавучим складом для минного имущества.

После этого служба Попова ещё плотнее связалась с проектированием и строительством кораблей. Так, в 1870 году он руководил строительством полуброненосных фрегатов «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский». Результатом работы стала реализации идеи сочетания высокой скорости корабля и мощной артиллерии.

Но были и своеобразные корабли, спроектированные Андреем Александровичем. Так называемые поповки, построенные в количестве двух штук, стали весьма интересными детищами верфей Российской империи. Корабли эти были круглыми и строились в качестве броненосцев береговой обороны. Главной особенностью этих кораблей стала малая осадка. При этом имели они мощное бронирование, а в качестве главного калибра на них стояли по две 11-дм пушки. Оба построенных корабля, «Новгород» и «Киев» (переименованный позднее в «Вице-адмирал Попов»), прослужили до 1903 года. Конечно, проект вызвал множество критических высказываний в свой адрес и в целом остался весьма интересным, с точки зрения кораблестроения, экспериментом.

Но не только эти «поповки» стали кораблями со своеобразным корпусом, построенными при участии Андрея Александровича. По проекту Эраста Евгеньевича Гуляева, составленному по заданию Попова, бывшего в то время начальником Морского технического комитета, в 1880 году была построена новая императорская яхта «Ливадия» взамен одноимённой, погибшей в 1878 году. Особенность её конструкции была в том, что та часть корпуса, что была ниже ватерлинии, являлась понтоном и имела форму эллипса. Собственно, как императорская яхта использовалась лишь единожды. Великий князь Михаил Николаевич со своей семьёй на борту «Ливадии» совершил переход из Батуми в Севастополь. После чего яхту «разжаловали» в пароход и переименовали в «Опыт». Вскоре паровые машины были сняты для использования на крейсерах, а сам пароход превратили в блокшив, используя как казарму и склад. На слом судно было отправлено в 1926 году.

Во время Русско-турецкой войны в 1877-78-х годах Андрей Александрович руководил переоборудованием части торговых судов, а точнее, «Европы», «Африки» и «Азии», в крейсера.

В 1891 году Попов получил чин адмирала. Выше из морских званий был только генерал-адмирал, приравненный к высшему сухопутному военному чину генерал-фельдмаршала. Скончался Андрей Александрович в 1898 году и был похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Служба Попова пришлась на то время, когда парусные суда сменились паровыми, а вскоре военные корабли начали обрастать бронёй и менять концепцию своего вооружения. Это было время изменений войны на море и тактики этой самой морской войны. Имея военное образование и корни в среде кораблестроителей и военных моряков, Андрей Александрович внёс большой вклад в развитие военно-морского дела. Не все его идеи, конечно, можно назвать хорошими, но тем не менее во времена, когда шёл поиск новых путей развития корабельной техники, появление нестандартных решений и реализация их в металле были нормой. Ведь, не проверив идею в деле, невозможно понять, насколько хорошо или плохо она сработает. В военном деле остались наработки адмирала, а на карте появилось имя, связывающее Приморье с западом нашей страны и людьми, ставшими первопроходцами во многих сферах нашей жизни.


Обсудить в Telegram
Андрей Александрович Попов. Военная энциклопедия Ивана Сытина. Том № 18 (Санкт-Петербург, 1911-1915) — newsvl.ru Броненосец ''Вице-адмирал Попов''. Фото: topwar.ru — newsvl.ru Броненосец ''Новгород''. Фото: topwar.ru — newsvl.ru "Пётр Великий". Фото: wikipedia.org — newsvl.ru Карта Уссурийского края — newsvl.ru Карта Уссурийского края — newsvl.ru Красовский Н. П. Прибытие "поповки" Новгород в Севастополь. 1873 год — newsvl.ru Один из советских дотов на острове Попова — newsvl.ru Остров Попова — newsvl.ru Побережье острова Попова в районе бывшего рыбокомбината — newsvl.ru
Андрей Александрович Попов. Военная энциклопедия Ивана Сытина. Том № 18 (Санкт-Петербург, 1911-1915) — newsvl.ru Броненосец ''Вице-адмирал Попов''. Фото: topwar.ru — newsvl.ru Броненосец ''Новгород''. Фото: topwar.ru — newsvl.ru "Пётр Великий". Фото: wikipedia.org — newsvl.ru Карта Уссурийского края — newsvl.ru Карта Уссурийского края — newsvl.ru Красовский Н. П. Прибытие "поповки" Новгород в Севастополь. 1873 год — newsvl.ru Один из советских дотов на острове Попова — newsvl.ru Остров Попова — newsvl.ru Побережье острова Попова в районе бывшего рыбокомбината — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта